ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩЕГОСЯ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО СРЕДСТВАМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ ОБЖ

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩЕГОСЯ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПО СРЕДСТВАМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО САЙТА УЧИТЕЛЯ ОБЖ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 8 (158), Март ‘24

Дата публикации 03.03.2024

Поделиться

В статье рассмотрены актуальные вопросы применения информационно-коммуникационных  технологий, в частности индивидуального сайта учителя ОБЖ, при обучении учащихся шестых классов правилам дорожного движения в рамках факультативных занятий «Юные инспекторы дорожного движения». Экспериментально доказано, что применение индивидуального сайта учителя ОБЖ позволяет достичь более высокого уровня знаний и умений по сравнению с традиционными формами обучения.

Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях модернизации российского образования отмечена необходимость применения новых методов обучения, мотивирующих детей на поиск необходимой информации, формирующих у школьников практические навыки ее анализа, а также самообучения и самоорганизации своей деятельности [1].

В связи с информатизацией современного общества, в последние годы наблюдается массовое распространение и постоянное совершенствование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех формах образовательной деятельности. В основных положениях Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования РФ (2000 – 2025 гг.) указывается о необходимости применения ИКТ в обучении школьников. Современные средства ИКТ и образовательные ресурсы, используемые в процессе изучения разных дисциплин, в том числе основ безопасности жизнедеятельности, позволяют повысить эффективность образовательного процесса в школе. Предоставляют возможность учителю оперативно обновлять содержание обучения и проектировать обучающую среду в соответствии с появлением новых знаний в области безопасности жизнедеятельности. Одной из форм ИКТ реализуемых в преподавании учебной дисциплины является персональный сайт учителя, который может применяться как на уроках, так и для организации самостоятельной работы учащихся [3].

Использование персонального сайта учителя ОБЖ дает возможность привлечь внимание ребенка, повысить его интерес к изучаемому предмету, получить объективные представления о происхождении опасностей и масштабах их распространения, создать основу для формирования умений и навыков безопасного поведения, обеспечивает индивидуализацию образования. Кроме этого, позволяет облегчить работу учителя, связанную с определением уровня сформированности ключевых знаний и умений, на которых будет базироваться программное содержание изучаемых разделов учебной дисциплины [3].

Материал и методика исследований. Для проверки эффективности использования средств ИКТ (в частности индивидуального сайта учителя ОБЖ) при изучении правил дорожного движения (ПДД) нами был организован и проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 77 человек в возрасте от 12 до 13 лет (36 девочек,41 мальчик) учащиеся МАОУ СОШ № 30 г. Нижний Тагил.

Нами был разработан персональный сайт преподавателя ОБЖ, для этого мы использовали несколько образовательных платформ. Наш сайт учителя мы реализовывали на факультативных занятиях по ОБЖ у учащихся 6 классов, при изучении правил дорожного движения (ПДД). Структура сайта включала несколько элементов, один из которых содержал контрольно-оценочные средства, применяемые для оценки сформированности ключевых знаний и умений, непосредственно перед изучением раздела учебной дисциплины, а также на этапе текущего и итогового контроля.

Результаты исследований и их обсуждение. При разработке проверочных тестовых заданий, мы исходили из следующих выделенных дидактических единиц, описание которых представлено в таблице 1.

Таблица 1. Содержание и требования к уровню подготовки у различных дидактических единиц исследования

№ Дидактических единиц

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Дидактические единицы

Знать (З), уметь (У)

ДЕ 1

Основные понятия и термины правил дорожного движения

3.1.1- Определение понятий правил дорожного движения

3.1.2 – Участники дорожного движения

ДЕ 2

Правила дорожного движения для пешеходов.

3.2.1- Правостороннее движение, места и правила перехода проезжей части дороги.

У.2.2- Умения ориентироваться в дорожных ситуациях (распознавать опасности и принимать адекватные решения)

ДЕ 3

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

3.3.1-Средства регулирования дорожного движения.

3.3.2-Группы знаков дорожного движения

ДЕ 4

Правила дорожного движения для пассажиров.

3.4.1- Виды общественного транспорта.

З.4.1- Правила поведения в салоне транспорта.

ДЕ 5

Правила дорожного движения для велосипедистов.

З.5.1- Техническое состояние велосипеда и средства защиты велосипедиста.

З.5.2- Дорожные знаки для велосипедистов.

У.5.3- Умения анализировать и прогнозировать опасные ситуации.

 

Также нами было проведено ранжирование тестовых заданий, отмеченное в таблице 2. К первому уровню сложности (a1), относились такие задания как выбор альтернативных ответов и одного правильного ответа. Например: выпишите букву, соответствующую правильному ответу: «При наличии, какого дорожного знака возле школы можно безопасно перейти проезжую часть улицы».

Задания на выявления соответствия, выбора нескольких вариантов ответа, на определение правильной последовательности, с дополнением утверждения недостающей фразой, с открытым ответом, относились ко второму уровню сложности (a2).

Таблица 2. Ранжирование тестовых заданий

Номер

Задания

Дидактическая единица

(ДЕ)

Знания,

Умения

Уровень трудности  (a)

Кол-во баллов

1

1

З 1.1

1

1

2

1

З 1.2

2

2

3

3

З 3.1

1

1

4

5

З 5.1

1

1

5

3

З 3.2

1

1

6

4

З 4.1

1

1

7

5

З 5.2

1

1

8

2

З 2.1

2

2

9

3

З 3.2.

2

2

10

4

З 4.1

2

2

11

2

З 2.1

2

4

12

2

У 2.2

2

3

13

5

У 5.3

2

3

Итого

 

 

 

24

Диагностику проводили в интерактивном формате, с помощью разработанного нами сайта учителя ОБЖ. Уровень знаний оценивали по средствам применения Google Форм. Умения учащихся проверяли также, непосредственного на сайте учителя ОБЖ, но уже в разделе «Интерактивные игры». В данном разделе были созданы игры-симуляторы, которые дают возможность поместить ученика в смоделированную дорожную ситуацию. Ребенку необходимо проанализировать предлагаемую в игре ситуацию, определить существующие опасности и подобрать правильный безопасный вариант поведения. Во время выполнения данного задания возможность воспользоваться сторонними источниками исключена, это позволяет оценить базовый уровень умений шестиклассников.

Анализируя результаты, полученные в ходе диагностики сформированности знаний учащихся о правилах дорожного движения, было выявлено следующие, 89% шестиклассников имеют высокий уровень знаний основных понятий и терминов правил дорожного движения (ДЕ1), за выполнение тестовых заданий № 1 и № 2 они получили по 1 и 2 балла соответственно. Это является неплохим результатом, учитывая тот факт, что задание № 2 имеет второй уровень сложности. Низкий уровень знаний по данной дидактической единице продемонстрировало 11% учащихся, это говорит о том, что информация по данной теме имела «поверхностное» изучение или вообще не рассматривалась, одной из причин такого результата могла стать низкая заинтересованность учащихся данной проблемой (табл. 3).

Таблица 3. Результаты оценки уровня сформированности знаний о правилах дорожного движения у учащихся шестых классов

Задание

Уровень сложности задания

Дидактическая единица

Уровень сформированности знаний (%)

низкий

средний

высокий

№ 1

1

ДЕ 1

11

0

89

№ 2

2

№ 3

1

ДЕ 2

70

19

11

№ 6

1

№ 5

1

ДЕ 3

85

11

4

№ 11

2

№ 7

1

№ 4

1

ДЕ 5

56

26

18

№ 8

2

№ 9

2

ДЕ 4

0

0

100

№ 10

2

Оценивая сформированность знаний о правилах дорожного движения установленных для пешехода, большинство учащихся показали низкий уровень знаний (70%) по данной дидактической единице (ДЕ2), 19% продемонстрировали средний уровень, у остальных был отмечен высокий уровень (табл. 3).

Анализируя результаты выполненных заданий, позволяющих определить уровень знаний в вопросах, касающихся регулируемых и нерегулируемых перекрестков, средств регулирования (ДЕ3), был отмечен низкий уровень подготовки школьников (табл.3). Всего лишь 4 % обучающихся показали высокий уровень знаний в данной дидактической единице (ДЕ3). В заданиях, позволяющих оценить сформированность знаний учащихся о правилах дорожного движения для велосипедистов, у 56% шестиклассников был выявлен низкий уровень подготовки, у 26%. – средний и 18% высокий (табл. 3). Высокий уровень знаний показали все шестиклассники (100%) в заданиях о правилах дорожного движения для пассажиров, правилах поведения в салоне транспорта.

Оценивая сформированность умений, с помощью игр-стимуляторов, было выявлено, что 19 % шестиклассников умеют ориентироваться в дорожных ситуациях, распознают опасности, выбирают правильный вариант безопасного участия в дорожном движении во время решения предложенной в игре ситуационной задачи (табл. 4).

Таблица 4. Результаты оценки уровня сформированности умений о правилах дорожного движения у учащихся шестых классов

 

Задание

Дидактическая единица

Уровень сформированности умений (%)

низкий

средний

высокий

Ситуационная задача №1

ДЕ 2

76

5

19

Ситуационная задача №2

ДЕ 5

79

10

11

 

У 76 % подростков был установлен низкий уровень сформировонности данных умений, при решении ситуационных задач предлагаемых в игре. Одни ребята не могли определить дорожные опасности, представленные в смоделированной ситуации, другие не могли сориентироваться в дорожной ситуации и выбирали не правильный вариант безопасного поведения.

Оценивая сформированность умения анализировать и прогнозировать опасные ситуации (ДЕ 5), предложенные в игре, основывающейся на правилах дорожного движения для велосипедистов, было установлено, что у большинства подростков (79%) данное умение не сформировано (табл. 4).

Одной из причин большого колличества детей, имеющих низкий уровень знаний и умений о правилах дорожного движения, установленном на этапе входного контроля, предположительно связано с недостаточным количеством времени, выделяемым на изучение данной темы в дисциплине «Окружающий мир», в период начального образования.

Данный результат не является критичным, так как был получен в рамках входного контроля. Он предоставляет возможность учителю ОБЖ спроектировать обучающую среду, размещенную на персональном сайте. Выстроить эффективный процесс формирования знаний и умений у шестиклассников при изучении правил дорожного движения, осуществляя при этом постоянный контроль.

В ходе факультативных занятий сайт был задействован на разных этапах обучения. Во время изучения нового материала использовался раздел «Теория», который включал в себя теоретические аспекты ПДД, также к каждому блоку был подкреплен обучающий видеофрагмент, который позволял наглядно закрепить изученный материал, также к каждому разделу представлены схемы для структурирования уже изученного материала. 

Во время отработки умений и закрепления знаний использовался раздел «Интерактив», данный раздел разделен на 3 подраздела. В первом подразделе представлены интерактивные игры, разработанные нами исходя из рабочей программы отряда «Юные инспекторы дорожного движения», составленный учителем ОБЖ. Интерактивные игры позволили привлечь внимания учащихся и лучше закрепить полученные знания. Также в данном разделе размещены игры виртуальной реальности, они позволяют смоделировать возможную ситуацию на дороге, а ребенку безопасно отработать полученные умения и закрепить знания. 

Второй подраздел включал в себя видеофрагменты и вырезки с видеорегистраторов, где были зафиксированы нарушения правил дорожного движения, для того, чтобы учащиеся научились анализировать ситуации.

Третий подраздел включал в себя интерактивные карты, они применялись на этапе закрепления и использовались для решения ситуационных задач.

После включения в факультативные занятия комплекса цифровых образовательных ресурсов на повторном тестировании учащихся наблюдаются изменения уровня сформированности знаний и умений о правилах дорожного движения.

При оценке общего уровня сформированности знаний и умений о правилах дорожного движения у учащихся МАОУ СОШ № 30 были выявлены следующие показатели. 48% учащихся имеют выский и 41% средний уровень знаний и умений, 11% учащихся имет низкий уровень знаний. При соотношении показателей обучения до включения цифровых образовательных ресурсов в факультативные занятия у учащихся и после, можно увидеть улучшение показателей усвоения знаний и умений о правилах дорожного движения (рис.1). 

Рис.1. Соотношение уровней сформированности знаний и умений о правилах дорожного движения у учащихся МАОУ СОШ №30

Полученные результаты в целом подтвердили выдвинутую гипотезу, показав эффективность разработанной методики изучения ПДД на основе средств ИКТ на факультативных занятиях «Юные инспекторы дорожного движения». У учащихся улучшились не только показатели знаний и умений, но и, исходя из личных наблюдений, беседы с педагогами, у учащихся повысился интерес к изучению ПДД. Они уже способны не только определить вид знаков дорожного движения, но и сопоставить особенности дороги и способы ее регулирования, с пониманием участвовать в анализе конкретных дорожно-транспортных ситуаций.

Резюме. Таким образом, экспериментально подтверждено, что применение средств ИКТ, а именно индивидуального сайта учителя ОБЖ при изучении правил дорожного движения на факультативных занятиях «Юные инспекторы дорожного движения» позволяет достичь более высокого уровня знаний и умений по ПДД, доказательством чему служат показатели повторного тестирования испытуемых. Интерактивные игры и виртуальная реальность способствуют более глубокому усвоению учащимися информации, и позволяет значительно повысить эффективность обучения.

Список литературы

  1. Бойков, А. Е. Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе / А. Е. Бойков, Д. Г. Брекман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1 (110.1). — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27071/ (дата обращения: 08.02.2023)
  2. Вилейто, Т.В. Персональный сайт учителя одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ / Т. В. Вилейто, А. В. Некрасова.- Текст: непосредственный //Педагогика высшей школы. – 2016.- № 3.1(6.1) – С. 48-52. - URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1442/ (дата обращения: 10.02.2023)
  3. Музаева Людмила Васильевна, Музаев Артур Исламович Применение информационных технологий на уроках ОБЖ // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-informatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-obzh (дата обращения: 08.02.2023)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее