С каждым годом педагоги все чаще используют цифровые технологии на уроках, чтобы разнообразить методику преподавания. Кто-то берет готовый материал с Интернета и показывает его на уроке, а кто-то разрабатывает свой.
Одним из наиболее перспективных решений в этом направлении является разработка цифровых ресурсов, которые не только облегчат доступность в том или ином материале, но и позволят осуществлять целостное и объективное оценивание значимости предметных результатов обучения. В свою очередь цифровой ресурс представляет собой интегрированные платформы, которые комбинируют в себе различные инструменты и методы обучения, начиная с электронных изданий и заканчивая тестовыми заданиями и средствами обратной связи. Такие технологии предоставляют учащимся доступ к обучающим материалам в формате игры, а педагогам доступ к мониторингу и планированию активностей.
Подготовка учителей в условиях цифровой трансформации системы образования в Российской Федерации направлена на развитие у будущих педагогов способности и готовности организовывать разнообразные виды учебной и познавательной деятельности учащихся в цифровом пространстве, используя различные цифровые ресурсы и инструменты. Этот факт подтверждается многочисленными исследованиями, посвященными подготовке будущих педагогов в условиях цифровизации образования, в частности, работами таких авторов, как Е.А. Барахсанова, О.П. Жигалова, С.Д. Каракозов, И.И. Никифоров, А.Ю. Уваров и других [3].
В статье представлены проблемы, с которыми сталкивается педагог при разработке цифрового образовательного контента для урока математики.
Главной задачей в разработке цифрового образовательного контента является: поддерживание интереса к изучаемому материалу у учащихся и их активное участие в ходе всего урока. В этом случае важной становится проблема разработки методики преподавания, направленной на поддержание у большинства учащихся интереса к урокам математики. Немаловажная задача педагога – позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, формируя при этом интерес и склонность к тому или иному предмету.
В данной статье мы видим проблемы, с которыми сталкиваются учителя математики при разработке цифрового образовательного контента для своего урока. Так же подчеркивается необходимость в разработке таких программ чтобы педагоги смогли профессионально развиваться в данной сфере и труда создавать свой цифровой контент.
Актуальность исследования. В современных реалиях образовательного процесса информационные технологии стали неотъемлемой частью, ведь традиционные источники информации, такие как учебник и изложение материала учителем, постепенно утрачивают свое значение в образовании. Сейчас педагоги, чтобы разнообразить свой урок, используют презентации, демонстрируют графические изображения, предоставляют видео-уроки, и т.д. Информационные технологии очень сильно облегчают работу учителей. К примеру, учитель математики может с помощью компьютера показать графическое изображение чертежа, а не рисовать его на доске. Однако, при разработке качественного цифрового образовательного контента при изучении математики, педагоги сталкиваются с некоторыми проблемами.
В нашем мире трудно представить образование без цифровых технологий. Вот что по этому поводу высказала Босова Людмила Леонидовна, заслуженный учитель РФ, автор УМК по информатике для основной и старшей школы:
«Сфера образования традиционно считается одной из самых консервативных, но в жизни происходят столь серьезные изменения, что и образование не может оставаться таким же, как раньше. И сегодня мы говорим о цифровой трансформации образования. Это масштабное и системное преобразование методов, форм и средств обучения, которое в перспективе позволит наилучшим образом развить способности каждого ребенка. Это переход от образования для всех к образованию для каждого.» [6].
Изложение основного материала статьи.
С моей точки зрения можно выделить ряд следующих проблем при разработки цифрового образовательного контента:
- Недостаточное количество квалифицированных специалистов. Разработка цифрового образовательного контента требует участия специалистов как в области математики, так и в области технологий. Нередко возникают проблемы с поиском квалифицированных специалистов, которые могли бы разработать качественный и эффективный математический контент.
- Сложность для учителей в адаптации под разные уровни знаний. Все ученики разные и имеют свою степень подготовки и способности к усвоению математического материала. Поэтому важно создавать такой цифровой контент, который поможет адаптироваться под разные уровни знаний и способности учащихся.
- Недостаточное использование интерактивных элементов. Интерактивные элементы могут значительно улучшить процесс обучения математике, но их не всегда достаточно в цифровых учебных материалах.
- Возникают трудности с доступом к ИКТ. Некоторым учебным заведениям может быть сложно обеспечить доступ к современным технологиям для разработки цифрового образовательного контента. Это может создать препятствие в разработке качественного математического цифрового контента.
- Цифровая образовательная среда должна гармонично интегрироваться с традиционными методами обучения. Существуют разногласия относительно того, как именно совместить ЦОК с оффлайн-занятиями. Многие преподаватели склонны придерживаться традиционных методов преподавания, что останавливает использование новых технологий.
- Современная математика непрерывно развивается, и учебные программы требуют регулярного обновления. Создание актуального и современного цифрового контента требует значительных ресурсов. Поддержка и обновление контента также накладывают дополнительные финансовые и временные нагрузки на образовательные учреждения.
Но самая большая сложность в разработке цифрового образовательного контента заключается в том, что математика точная наука и в ней необходимо знать и понимать методику ее преподавания. А также нужно уметь структурировать материал и разрабатывать соответствующие учебные задания и тесты. В данном случае важно учитывать разные уровни сложности и потребности учащихся при создании цифрового ресурса, чтобы обеспечить эффективное обучение и оценку их знаний и умений в области математики.
Исходя из вышесказанного, можно выделить ряд решений данных проблем:
- Следует создавать адаптивные образовательные платформы, которые подстраиваются под уровень подготовки каждого ученика. Использование алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта может помочь в разработке контента, который будет соответствовать индивидуальным потребностям учащихся.
- Образовательный контент должен включать элементы интерактивности: обучающие игры, симуляции, задания с обратной связью и другие активные формы взаимодействия. Это может значительно повысить уровень вовлечения учащихся, а также помочь им лучше усваивать материал.
- Важно проработать над тем, чтобы современные технологии становились доступны всем учащимся. Это может включать инициативы по обеспечению оборудованием, разработку онлайн-ресурсов, доступных на разных устройствах, а также создание программ по цифровому обучению.
- Разработка контента, который интегрирует математические концепции с другими дисциплинами, может помочь учащимся увидеть практическое применение теории. Например, создание проектов, совмещающих математику с физикой или искусством, сделает обучение более интересным и увлекательным.
Таким образом можно сделать вывод, что несмотря на ряд представленных проблем, связанных с разработкой цифрового образовательного контента при изучении математики, современные образовательные технологии предоставляют отличные возможности для улучшения качества обучения и повышения интереса учащихся к предмету. Ведь математика сложный предмет и вовлечь учащихся бывает очень трудно. Важно работать над решением проблем и постоянно совершенствовать цифровые математические материалы, чтобы обеспечить эффективное обучение и развитие учащихся.
Список литературы
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
- Барахсанова Е.А., Никифоров И.И. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами цифровой образовательной среды [Электрон. ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61(2). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanieinformatsionnoykompetentnostibuduschihuchiteley-sredstvami-tsifrovoy-obrazovatelnoysredy (дата обращения: 30.03.2025)
- Жигалова О.П. Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. № 2. С. 69–74
- Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. – 2008. – № 1. – С. 16-27. Каймин В.А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Педагогика. – 1990. – №4. – С. 69-75
- Орлова А.В. Проблемы мотивации дистанционного обучения на примере анализа онлайн–ресурсов для обучения школьников математике // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. С. 326–333
- От образования для всех к образованию для каждого. Профессор Людмила Босова о цифровой трансформации педагогики [Электронный ресурс]. URL: https://scientificrussia.ru/articles/ot-obrazovania-dla-vseh-k-obrazovaniu-dla-kazdogo-professor-ludmila-bosova-o-cifrovoj-transformacii-pedagogiki (дата обращения 25.02.2025)