Отечественная реклама составляет неотъемлемую часть нашей повседневной жизни, но при этом информацией, содержащейся в ней, может быть причинен вред здоровью и развитию несовершеннолетним. И если в отношении рекламы порнографического характера установлен строгий запрет, то реклама эротического характера полноценно не урегулирована законом, закрепляя определенный запрет только в отношении оборота продукции эротического характера.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее по тексту – ФЗ № 463) [1] разграничивать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, следует на информацию, которая запрещена для распространения среди детей и информацию, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. Так, к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация порнографического характера.
Анализируя Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее по тексту – ФЗ № 38), в соответствии с которым по п. 5 ч. 4 ст. 5, реклама не должна: «содержать информацию порнографического характера» [2]. Обратимся к юридическому словарю, который говорит нам о том, что «порнография» – это открытое натуралистическое изображение или описание полового акта в различных его проявлениях и которое не имеет художественной или научной ценности. Также в ФЗ № 436 под информацией порнографического характера понимается информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.
Также, в ч. 6 ст. 5 ФЗ № 38 в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов, но данные понятия соединены союзом «и», который не разграничивает по своей сути разные слова, то есть: выходит так, что допускается использование непристойных образов, главное, чтобы эти образы никого не оскорбляли. Данная ситуация, по нашему мнению, создаёт пробел в законодательстве.
Но порой не вся реклама является порнографической и иногда она несёт в себе эротический смысл. Это de iure не запрещено, но мы считаем, что подобная реклама способна нанести вред нравственному воспитанию подрастающего поколения [3, c. 157].
В процессе исследования посредством анкетирования на улицах г. Саратов, а также с использованием сети «Интернет» нами был проведён социологический опрос совершеннолетних граждан. В опросе приняло участие 2675 человек. Результаты опроса следующие:
- 64 % респондентов видели непристойную рекламу, следовательно, данное явление носит повсеместный характер;
- 56 % респондентов отметили, что при просмотре подобной рекламы у них возникает чувство дискомфорта;
- 88 % опрошенных не желают, чтобы их несовершеннолетние дети видели рекламу эротического характера, поскольку считают, что она наносит им моральный ущерб;
- 64 % респондентов считают, что данное пагубное явление в нашем обществе необходимо пресечь, посредством внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство Российской Федерации.
Не редко на улицах города можно встретить рекламный баннер, на котором изображена девушка в нижнем белье или в эротической одежде, предлагающая различного рода товары или услуги, включая услуги эротического массажа. Данную рекламу видит ребёнок и задаёт родителям связанные с этим вопросы, на которые не может получить соответствующих ответов, а потом несовершеннолетний заходит в сеть «Интернет» и находит более подробную информацию, травмирующую его психику.
Для того, чтобы предотвратить ситуации такого рода, мы предлагаем внести в ФЗ № 38 следующие изменения:
- В ч. 4 ст. 5 добавить пункт 5.1: «Реклама, содержащая информацию эротического характера должна рекламироваться в специализированных изданиях, исключающих из круга потребителей рекламы несовершеннолетних граждан»;
- Изменить ч. 6 ст. 5, вписав, после союза «и», союз «или»: «В рекламе не допускается использование непристойных и/или оскорбительных образов»;
- Рекламу, которая не будет соответствовать данным требованиям признать ненадлежащей и нарушающей законодательство Российской Федерации и, следовательно, на основании ч. 4 ст. 38 ФЗ № 38 за нарушение требований, наложить на рекламодателей административное наказание, предусмотренное ст. 14.3 Кодекса об административной ответственности.
По нашему мнению, решение данной проблемы безусловно положительно повлияет на нравственное развитие российского общества, актуализирует законодательство нашего государства и пресечет посягательства на права граждан Российской Федерации, обеспечивая моральную безопасность, сводя риски от любых случайных или злонамеренных воздействий к минимуму.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. №1. ст. 48
- Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 24.07.2023) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ. 20.03.2006. №12. ст. 1232
- Полянина А.К. Анализ практики государственного и общественного контроля рекламы и подходов к выявлению непристойного в рекламной продукции // Власть. 2019. Т. 27, № 3. С. 155-160