Проблемы организации государственных закупок в восточном военном округе минобороны российской федерации

Проблемы организации государственных закупок в восточном военном округе минобороны российской федерации

Усиление военной и геополитической напряженности в мире, обусловливает необходимостью совершенствования деятельности государственных институтов в области закупок, осуществляемых ведущим оборонным ведомством страны, а также повышение финансовой эффективности в сфере исполнения государственного заказа. Обеспечение своевременного и качественного удовлетворения нужд государства в области национальной обороны и безопасности превращается в главную стратегическую задачу.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (85), октябрь ‘22

Дата публицакии 27.09.2022

Поделиться

Учитывая, что для достижения целей, направленных на поддержание войск (сил) в постоянной готовности к выполнению задач по предназначению, по номенклатурам материально-технического обеспечения вооруженных сил Российской Федерации РФ (далее - МТО ВС РФ) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон 44-ФЗ) ежегодно заключается и подлежит исполнению в среднем 6,5–8,5 тыс. контрактов, то новые правовые веяния в первую очередь должны упростить и систематизировать порядок осуществления столь большого количества ежегодных закупок в будущем.

Вместе с тем негативная практика реализации предшествующих государственных программ вооружения, текущие проблемы формирования государственного заказа и его исполнения посредством закупок Министерства обороны РФ демонстрируют наличие коренных проблем в этой сфере публичных отношений. Обозначенные факторы предопределяют высокую актуальность теоретической и практической разработки методического контента в области государственных закупок оборонного ведомства и государственного сектора экономики.

За последние годы закупочная деятельность претерпела существенные изменения, затронувшие закупки силовых ведомств и систему МТО ВС РФ,
в т.ч.:

– переход от открытых к закрытым электронным процедурам на специализированной площадке;

– принятия ограничительных мер по закупке товаров иностранного производства;

– возможности приобретения продукции у единственного поставщика без проведения торгово-закупочной процедуры (в исключительных случаях)
и т.п.

В целях повышения уровня информационной безопасности о закупках, Министерство обороны РФ с 2018 года было включено в перечень заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг с применением
закрытых электронных процедур. С 01.01.2018 г. все конкурентные
закупки осуществляются на специализированной площадке
ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа». Документация о закупке стала доступна только аккредитованным лицам, имеющим доступ к торговой площадке.

По мнению директора Центра анализа мировой торговли оружием Игоря Коротченко - Закрытие государственных закупок российских силовых ведомств лишает информации иностранные разведки.

Несмотря на проводимые существенные изменения законодательства в сфере контрактной системы, остается множество проблем. Одна из проблем заключается в том, что Закон ФЗ-44 устанавливает единые требования проведения закупочной деятельности для заказчиков всех уровней (федерального, субъекта и муниципалитета), что является некорректным для реализации государственного заказа, так как у различных заказчиков различная финансовая растрата. Следовательно, не всегда установленные жесткие рамки соблюдаются заказчиками, из-за чего возникают различные проблемы в виде появления третьих лиц, которые формально выигрывают в торгах и передают местным исполнителям уже готовые контракты, то есть происходит фальсификация документации государственного контракта.

Вторая проблема виднеется на противоречии принципов российской контрактной системы и самих норм Закона ФЗ-44, где предоставляется полная свобода участникам контрактных отношений и одновременно устанавливаются жесткие правила для ведения изучаемой процедуры (например, мониторинг конкурсных торгов, создание контрактной службы, банковская гарантия и другие). В результате этого заказчик может быть обвинен в нарушении российского законодательства и полностью понести юридическую ответственность. Третья проблема отражает неполноту и несовершенство нормативно-правовой базы контрактной системы РФ. Участники государственного заказа в некоторых случаях собственноручно додумывают некоторые правила реализации закупок. Изначально отталкиваясь от ранее действующего, но ныне утратившего силу федерального закона о контрактной системе РФ (Федеральный закон
«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ), который с первых дней его существования подкреплялся целым массивом подзаконных актов, Закон ФЗ-44 подкрепляется «слабой» нормативной базой, включая всего лишь несколько постановлений правительства РФ. Помимо этого, можно выделить следующие проблемы, касающиеся правового регулирования контрактной системы РФ. Проблема комплексного использования всей процедуры контрактной системы, начиная
от планирования государственного заказа и заканчивая нормированием, обоснованием закупки и созданием определенной документации. Контрактная система в целом является эффективным инструментом финансового снабжения только при комплексном использовании всех ее инструментов и методов. В настоящее время не все инструменты современной контрактной системы используются в полной мере (пример: выходит из строя единая информационная система, а официальный сайт государственных закупок работает с техническими перебоями).

В настоящее время отсутствует специальный орган по разъяснению законодательства о контрактной системе, что, в свою очередь, является минусом для правопонимания ее сути и точности процедуры реализации государственного заказа. Министерство экономического развития такими полномочиями не обладает. В качестве примеров указанной проблемы следует привести отсутствие единообразия, сложность координации и ограниченность подходов к централизации закупок. В ряде случаев передача закупок уполномоченным органам (учреждениям) приводит к недоучету потребностей заказчиков, несоответствующему их требованиям качеству закупочной деятельности. При этом на федеральном уровне в настоящее время уполномоченные органы (учреждения) отсутствуют, несмотря на положительный мировой опыт таких решений. Несмотря на бурное развитие контрактной системы РФ, в настоящее время отсутствует единая подготовка и аттестация кадров. В соответствии с российским законодательством о контрактной системе члены закупочной комиссии и контрактной службы в обязательном порядке должны пройти определенную подготовку и квалификацию. В связи с этим в настоящее время появилось множество организаций по повышению квалификации служащих в сфере контрактной системы, которые выдают необходимую документацию за бесценок. В результате этого участились случаи мошенничества и коррупции, принцип профессионализма тоже в некоторой степени утратил свое место в качестве основополагающего начала. Наблюдается и несбалансированность системы поощрения и наказания контрактных служащих, что является главным очагом взяток, текучести кадров и коррупционных явлений. Законодательство не предусматривает определенные поощрения, а штрафные санкции сопоставимы с размерами зарплат. Многочисленная судебная практика доказывает сказанное. Что касается оценки эффективности работы контрактных служащих, то в данном случае она отсутствует. Поэтому представляются важными определение критериев эффективности, проведение регулярного и независимого аудита и принятие решений о корректировке контрактной системы на его основе. Несмотря на то, что аудит предусмотрен Законом 44-ФЗ, пока он не в полной мере соответствует описанной задаче.

Все же изменения, которые приняты на законодательном уровне за короткий промежуток времени наладили в системе МТО ВС РФ новый закупочный процесс от планирования и подготовки документации до проведения торгово-закупочных процедур, заключения контрактов и их исполнения. При этом были выполнены и продолжают выполняться условия по поддержанию отечественных производителей по сохранению конфиденциальной информации о закупках, а также в исключительных случаях используются дополнительные преференции по приобретению товаров (работ, услуг), исключающие длительные торговые процедуры.

Изменения, вступившие в силу в 2022 году, продолжают наращивать массив ранее принятых нововведений, начавшихся в конце прошлого десятилетия. Это свидетельствует о том, что действующая контрактная система еще далека от совершенства и требует дальнейшей доработки.

Учитывая, что порядок закупочной деятельности в органах военного управления МТО ВС РФ тесно связан и строго регламентирован не только федеральными законами, но и ведомственными нормативными правовыми документами (приказами Министра обороны РФ, директивами и иными внутренними нормативными документами и пр.), то вступившие новшества в обязательном порядке должны быть отражены в руководящих документах ведомства.

Список литературы

  1. Центр анализа мировой торговли оружием. 
Режим доступа: [электронный ресурс]: https://armstrade.org/includes/periodics/news/2021/1103/154065104/detail.shtml
  2. Научная электронная библиотека: Режим доступа: [электронный ресурс]: https://elibrary.ru/item.asp?id=38212261.
  3. Ключевые проблемы создания контрактной системы в Российской Федерации электронный ресурс]: https://www.kkuznetsov.ru/44-fz-problems.pdf.
  4. Ключевые аспекты изменений в законодательстве о контрактной системе и их влияние на закупочные процессы в службах материально-технического обеспечения вооруженных сил российской федерации. часть 1. Режим доступа: [электронный ресурс]: https://mto.ric.mil.ru/Stati/item/395752/
  5. Современные проблемы в сфере контрактной системы государственных и муниципальных закупок. Режим доступа: [электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-v-sfere-kontraktnoy-sistemy-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakupok.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary