Некоторые аспекты проведения государственных и муниципальных закупок с неопределенным объемом

Некоторые аспекты проведения государственных и муниципальных закупок с неопределенным объемом

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

48

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (17), июнь ‘21

Дата публикации 13.06.2021

Поделиться

В данной статье отражены выявленные проблемы осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) с неопределенным объемом. Приводится административная практика, показаны проблемы в данной сфере. В связи с этим автором предложено изменения для исключения двусмысленного толкования действующего законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок.

При проведении аукциона с неопределенным объемом, в соответствии с частью 5 статьи 68 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) возникает правовая коллизия.

Так в соответствии с частью 5 статьи 68 Закона № 44-ФЗ установлен порядок проведения аукциона с неопределенным объемом: «в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, электронный аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги».

При этом в соответствии с частью 17 статьи 68 Закона № 44-ФЗ участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее наиболее низкую сумму цен единиц товара, работ, услуги.

Кроме того, частью 23 статьи 68 Закона № 44-ФЗ, установлен порядок проведения аукциона за право заключения контракта: «в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключения контракта».

Рассмотрим частный случай проведения аукциона с неопределенным объемом, когда участники закупки при проведении аукциона снизили суммы единиц товара, работ, услуги ниже ноля. Данный частный случай не редкий в практике проведения государственных и муниципальных закупок. Такая практика имеет место тогда, когда речь идет об оказании услуг, выполнении работ, при которых исполнитель, подрядчик имеет дополнительную косвенную прибыль, связанную с исполнением контракта.

Подобная практика проведения аукциона чаще всего складывалась при заключении контрактов на оказание услуг бронирования, оформления и передачи авиа и железнодорожных билетов (прибыль исполнитель получает за счет комиссионных от продажи билетов); услуг утилизации имущества и оборудования (исполнитель заинтересован в ломе цветных и черных металлов); услуг по уничтожению бумаг и картона (исполнитель использует бумагу как топливо или вторсырье).

В данном случае возникает рад вопросов нерегулируемых законодательством, как то:

- законом установлен случай снижения цены контракта ниже ноля, но не установлен случай снижения суммы цен товара, работ, услуг;

- насколько законно снижение суммы цен товара, работ, услуг ниже ноля;

- какие условия включить заказчику в контракт при заключении его по результатам подобной процедуры.

При проведении аукциона с неопределенным объемом цена контракта остается неизменной, меняется сумма цен товаров, работ, услуг – которая, как Вы поняли, ушла в минус. Получается, что уже победитель должен платить за поставляемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги? С точки зрения Гражданского кодекса Российской Федерации такая сделка является кабальной и может быть признана недействительной[1].

По мнению Министерства экономического развития Российской  Федерации при снижении участниками электронного аукциона начальной (максимальной) суммы цен товара, работ, услуг ниже ноля такие участники выражают согласие на осуществление обязательств по контракту на безвозмездной основе в случае заключения контракта. Сумма снижения ниже ноля – это цена за право заключения контракта, которую победитель обязуется оплатить заказчику[2].

Положениями части 2 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в течение 5 (пяти) дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона № 44-ФЗ протокола заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном части 23 статьи 68 Закона № 44-ФЗ.

Так же положениями части 2.1 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, с использованием единой информационной системы в сфере закупок в проект контракта включаются максимальное значение цены контракта, цены единиц услуг.

Таким образом, Заказчик при размещении в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проекта контракта обязан включить в проект контракта предложение о цене за право заключения контракта и максимальное значение цены контракта с ценами единиц товаров, работ, услуг. Данная позиция поддержана решением от 05 марта 2020 г. Федеральной антимонопольной службы России[3] по делу № П-31/20.

 

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 09 марта 2021 г.)
  2. Федеральный закон РФ от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 30 апреля 2020 г.).
  3. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № ОГ-Д28-12261 «О проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию, ремонту техники, оборудования».
  4. Решение от 05 марта 2020 г. Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по делу № П-31/20 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее