Сравнительный анализ уголовного законодательства россии и сша по борьбе с легализацией преступных доходов

Сравнительный анализ уголовного законодательства россии и сша по борьбе с легализацией преступных доходов

Анализируется американский и российский опыт борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем. На основании американского опыта в статье делаются рекомендации по сдерживанию получения нелегальных доходов и распространения механизмов, связанных с приданием им правомочного статуса.

Авторы публикации

Рубрика

ПРОЧЕЕ

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (15), май ‘21

Поделиться

В современных турбулентных экономических условиях, при продолжающемся замедленном росте российского ВВП, РФ, необходимы точки роста, которые смогли бы обеспечить стабильный экономический подъем. Одной из основных проблем, мешающих поиску подобных точек и их эффективному использованию, является незаконная деятельность, связанная с легализацией доходов, полученных преступным путем.

Отмывание денег - это процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение» [2, с.94].

Наличие механизма, позволяющего придавать правомерность использованию денежных средств, выведенных из теневой экономики, стимулирует преступников к дальнейшим нелегальным действиям, что наносит огромный ущерб как экономике отдельных стран, так и международным экономическим отношениям в целом.

Довольно значительный уровень проникновения не всегда легально полученных средств в национальную экономику все еще остается одним из существенных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в РФ, негативно влияющих на положение нашей страны на мировом финансово-кредитном рынке, но предпринимаются меры по борьбе с этим явлением.

Механизмы легализации преступных доходов проявляются в государствах с экономикой любого типа, но, как считается, наименьшее сопротивление возникает именно в развивающихся странах, еще не сформировавших целостную действенную систему борьбы с легализацией преступных доходов.

Такие страны также сильнее страдают от негативных последствий этого явления ввиду меньших размеров экономик и, соответственно, больших относительных масштабов этой деятельности и связанных с нею проблем.

Передовым в этой сфере считается опыт США. Законодательной базой противодействия легализации преступных доходов в США служит совокупность нормативных правовых актов, основными из которых являются:

-RICO (Закон о коррумпированных и находящихся под влиянием рэкетиров организациях 1978 г.);

-TheMoneyLaunderingControlAct (Закон о борьбе с отмыванием денег 1986 г.);

-TheAnti-DrugAbuseAct (Закон по борьбе со злоупотреблениями наркотиками 1988 г.);

-разд. 18 ст. 1956, 1957 Свода законов США. 

Соединенные Штаты разработали большое количество законодательных и нормативных стандартов для борьбы с отмыванием денег. Наиболее важными из них являются:

- Акт о банковской секретности (Bank Secrecy Act, 1970). Был принят для борьбы с нелегальной торговлей, отмыванием денег и другими финансовыми преступлениями. Он дает Министерству финансов США возможность принудить банки хранить отчетность, что облегчает противодействие операциям по отмыванию. В первую очередь этот нормативный акт создал удобный для расследования «бумажный след» и установил нормативные стандарты и требования для отчетности и проводных переводов.

- Акт о контроле за отмыванием денег (The Money Laundering Control Act, 1986). Выделил отмывание денег в качестве отдельного преступления, вместо того чтобы считать его частью другого, как это было ранее.

- Акт о противодействии и злоупотреблению наркотическими веществами (The Anti-Drug Abuse Act, 1988).

Усилил и дополнил предыдущие законодательные акты, увеличив сроки наказаний по связанным с отмыванием денег преступлениям. В этом же году были приняты подзаконные нормативные акты, направленные на борьбу с отмыванием денег, особенно после того как Базельский комитет принял набор базовых принципов для контроля и надзора за банковской деятельностью. Комитет выпустил заявление о запрете использования банковской системы в процессе отмывания денег.

Также в США разработано специализированное законодательство, регулирующее деятельность специфических инвестиционных посредников, ранее не попадавших под требование раскрытия информации и предоставления документов финансовой отчетности федеральным органам, например, Комиссии по ценным бумагам и биржам. Речь идет о хеджевых фондах [3, с.16].

Ужесточение их посткризисного регулирования коррелирует с проблемой раскрытия сведений о бенефициарных собственниках и контролируемых иностранных компаниях.

В США существуют также другие законодательные акты, напрямую связанные с борьбой с отмыванием денег и банковской активностью, среди них:

- Параграф 206 Акта об улучшении Федеральной депозитной страховой корпорации) от 1991;

- Акт о противодействии отмыванию денег Аннуизо-Вилли от 1992;

- Акт о стратегии борьбы с отмыванием денег и финансовыми преступлениями от 1998.

Все эти законы направлены на развитие, улучшение надзорных процедур и повышение квалификации проверяющих в целях усиления уровня идентификации схем по отмыванию денег в финансовых институтах, а также для расширения полномочий и мотивации банков при борьбе с этим явлением. За последнее десятилетие процессы глобализации и параллельные процессы деглобализации мировой экономики углубились и трансформируются, что приводит к интернационализации экономических преступлений и распространению механизмов легализации незаконно полученных доходов в свете тенденций либерализации. Явление отмывания денег считается одной из самых больших угроз для мировой экономики.

В России нормы об уголовной ответственности за легализацию преступных доходов сегодня помещены в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» разд. VIII «Преступления в сфере экономики» Уголовного кодекса РФ [1].

На этом основании объектом преступных деяний признается порядок в сфере экономической деятельности, хозяйственный механизм. Вместе с тем опасность отмывания «грязных» денег выражается в причинении существенного вреда множеству других правоохраняемых объектов.

В Российской Федерации борьба с отмыванием денег регулируется рядом внутренних правовых и политических документов20. Функционирует целая национальная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, в которую входят не только правоохранительные органы, но и другие государственные органы и иные субъекты, в том числе Росфинмониторинг, Банк России и кредитные организации.

Однако существование различных нормативных актов также вызывает определенные проблемы в отношении их толкования и возможной коллизии. Здесь мы укажем только на одну проблему. В части 2 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» понятие легализации определяется как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Между тем придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению имуществом является целью действий виновного при легализации, но не их содержанием.

Таким образом, то, что в УК РФ считается преступной целью, в Законе 2001 г. признается противоправным деянием. Налицо межотраслевая рассогласованность, которую следует устранить.

 

Список литературы

  1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  2. Алексеева С.А. Основные направления валютно-финансового сотрудничества РФ // Финансовая жизнь. - 2018. - №1.
  3. Хмыз О.В. Наднациональная борьба с теневой экономикой // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - Т. 11. - № 5.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary