Проблемы правового регулирования отношений фактических супругов

Проблемы правового регулирования отношений фактических супругов

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

86

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (83), Сентябрь ‘22

Дата публикации 14.09.2022

Поделиться

В статье осуществлена попытка исследования вопросов защиты прав и интересов лиц, находящихся в фактических супружеских отношениях.

Официальная регистрация брачных отношений традиционно является стабилизирующим моментом института семьи. Однако в реалиях современного общества выделяют специфическую категорию брачно-семейных отношений - фактический брак, то есть сожительство мужчины и женщины или супружеские отношения, не зарегистрированные в установленном законом порядке.

На сегодняшний день современное семейное законодательство, действующее на территории Российской Федерации, не регламентирует фактические брачные отношения, не дает дефениции "фактического брака", что порождает множество споров в научных кругах. Так, нет единого термина, который бы охватывал всю совокупность незарегистрированных в органах ЗАГСа отношений мужчины и женщины по тем или иным причинам, которые проживают совместно и охвачены единым бытом на протяжении некоторого времени [3, с. 12]. Отметим тот факт, что "фактические брачные отношения" являются синонимом таких выражений как: "гражданский союз", "гражданский брак", "фактический союз", "сожительство" и т.д.

Фактические брачные отношения набирают популярность среди граждан в силу разных причин, но такие отношения не признаются государством как союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, что порождает ряд проблем правового характера.

Первая из них - это раздел имущества, нажитого в период совместного проживания сожителей. Как известно, имущество официальных супругов признается общей собственностью и защищается нормами семейного законодательства. Право общей собственности как субъективное право возникает у супругов на одно и то же материальное благо; каждый из супругов наделяется специфическими субъективными правами и субъективными обязанностями. И только раздел общего имущества супругов переводит конкретные объекты из данной категории в разряд личного имущества каждого из супругов. В то время как имущество, нажитое в период совместного проживания фактических супругов, не признается совместно нажитым.

 

Семейное законодательство не регулирует данные отношения, поэтому применяются нормы гражданского права о долевой собственности. Фактический супруг, который претендует на признание доли в праве на имущество, приобретенное ими в момент совместного проживания, должен доказать факт имущественного и личного вложения в приобретенное имущество и факт договоренности о создании общей собственности [1, с. 176].

Вторая проблема состоит в том, что в случае смерти одного из фактических супругов, второй супруг не признается наследником по закону и не входит в число наследников первой очереди.

Правоприменительная практика по данной категории споров не редкость. Вместе с тем лица, которые совместно проживали длительный период времени, вели общее хозяйство, создали семью, после смерти одного из фактических супругов нередко желают оставить за собой имущество, принадлежащее фактическому супругу. По действующему российскому законодательству фактический супруг может являться только наследником по завещанию или же при признании его иждивенцем. В соответствии с гражданским законодательством иждивенцами признаются лица, которые не входят в круг наследников первой, второй, третьей и последующих очередей являются нетрудоспособными ко дню открытия наследства и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. [2, с. 158].

 

Отсутствие возможности получения возмещения вреда, причиненного в результате смерти кормильца, можно рассматривать в качестве третьей проблемы, применительно к юридическим последствиям фактических брачных отношений. Так, в случае гибели одного из супруга, чьи отношения не были зарегистрированы в установленном законодательством РФ порядке, возможно будет лишь претендовать на компенсацию морального вреда, поскольку действующими нормативно-правовыми актами второй фактический супруг не признается ни при каких обстоятельствах субъектом, обладающим законным правом на компенсацию вреда, причиненного в результате смерти кормильца.

 

Четвертой проблемой является отсутствие возможности совместного усыновления ребенка, поскольку действующим семейным законодательством данный порядок не предусмотрен. Конечно, с точки зрения права все предельно просто - нет разрешения на совершение подобного рода действий, значит совместное усыновление фактическими супругами ребенка незаконно, но если рассматривать данный аспект со стороны воспитания и благополучия детей, то здесь все совсем иначе.

 

Таким образом, на сегодняшний день вопрос правовой защищенности фактических супругов остается спорным и неурегулированным должным образом. В качестве решения вышеуказанного спорного аспекта видится разумным прибегнуть к  опыту зарубежных стран.

Список литературы

  1. Коновалов А. Признание юридических последствий фактических брачных отношений: pro и contra// Адвокатская газета, 2021 – 287 с.
  2. Макаева Р. Фактические брачные отношения: проблемы правового регулирования// Вопросы российской юстиции, 2021. – 231 с.
  3. Рубченко М. Фактические брачные отношения. Сожительство предложили приравнять к браку // Москва24., 2018 – 161с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее