НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

243

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (91), Ноябрь ‘22

Дата публикации 10.11.2022

Поделиться

В данной статье рассматриваются научные исследования и юридическая практика, посвященные анализу основных черт, которые используются при характеристике нормативно-правового акта, а также отличающих его от других подобных правовых явлений.

Обращаясь к анализу судебной практики по данному вопросу, то можно констатировать, что до настоящего времени не сложилось единого подхода к изучаемой категории и ее содержанию.

Раскрытие понятия «нормативный правовой акт» позволяет нам описать различные признаки, отличающие его от многих других подобных явлений, определения совокупности объектов, в отношении которых используется термин [1, с. 58].

Признаки, характеризующие НПА:

  1. письменная форма объективации,
  2. принятие уполномоченным субъектом (народом, государственными и местными органами власти),
  3. официальность,
  4. иерархизация,
  5. дифференциация,
  6. систематизация,
  7. наличие установленной формы и структуры,
  8. государственного принуждения,
  9. нормативности,
  10. общей обязательности,
  11. многократного применения,
  12. неперсонификации,
  13. установления, изменения или правовых норм и т. д.[2, с. 273].

За длительный период учеными изучено большое количество свойств НПА.

Основное отличие состоит в том, что он всегда носит официальный характер [5, с. 56].

Необходимо обратить внимание на вопрос о том, кто будет отражать и чьим интересам служит конкретный НПА, поскольку именно он является спорным.

От утверждения, что акт отражает волю лиц, непосредственно участвующих в его создании, до признания его отражением общего интереса, воли народа.

При этом отмечается, что степень проявления воли народа в различных нормативных правовых актах неодинакова. Каждый акт должен отражать взвешенную волю общества. Воля, определяющая наиболее порядок регулирования общественно значимых отношений.

Он должен найти необходимое сочетание общественных, государственных и индивидуальных интересов.

Все зависит от специфики, в одном обществе или государстве может превалировать, в другом - личный интерес.

Волевой источник юридической силы заключается не столько в его правоприменении и полномочиях правотворческого органа, сколько прежде всего в согласовании, согласовании волеизъявлений субъектов права.

Некоторые ученые склонны рассматривать эти акты как источники права, например, акты толкования.

Другие исследователи считают, что эти акты не устанавливают, не изменяют и не отменяют каких-либо норм права, поэтому не являются правотворческими.

Основным свойством, посредством которого рассматривается данная правовая форма, является нормативность.

НПА обязательно должен содержать правовые нормы, которые являются обязательными для неопределенного круга лиц (неименные), при многократном приминении.

Правовая норма обладает нормальностью, которая характеризует «правовые свойства нормы.

Нормативность означает, что правовая норма, как государственный императив, закрепляет черты признаков общественных отношений.  Подчеркивается его феноменальная, бесспорная законность и защита государством. Это свойство является основным для права в целом. В один акт могут быть включены как нормативные предписания, так и ненормативные положения.

К нормативным правовым актам следует отнести все документы, содержащие правовые нормы, независимо от количества этих норм. Для выявления характерных признаков НПА особенное значение имеет его документальная форма. В научной литературе высказывается мнение о тройственной природе:

  1. источник,
  2. форма,
  3. акт-документ.

Нормативный правовой акт – это документ, в письменной форме, имеющий внутреннюю структуру, четко отвечающую правилам юридической техники.

Все нормативные акты должны быть иерархизированы и дифференцированы, так как государственный механизм имеет разветвленную систему органов с установленными правотворческими полномочиями и значительным объемом других функций.

Иерархическая структура является не столько признаком отдельного акта. Эта особенность представляется существенной, так как только в связи с ней НПА могут реализовать определенные задачи.

На основе иерархии может осуществляться представление о юридической силе НПА, без чего их система не способна функционировать.

Верна точка зрения, согласно которой юридическая сила определяется не только компетенцией издавшего его органа. Например, федеральные конституционные законы основаны на Конституции РФ.

Выделяют семь факторов, доказывающих юридическую силу форм права:

  1. степень непосредственности волеизъявления народа,
  2. степень общности (абстрактности) норм права,
  3. значение регулируемых общественных отношений,
  4. кодифицированный характер акта,
  5. делегирование нормотворческих полномочий,
  6. наднациональный характер компетенции,
  7. коллегиальное нормотворчество [14, с. 100].

Высшие НПА должны включать в себя более фундаментальные, общественно значимые нормы, чем низшие. Необходимая иерархия имеет место при наличии четких оснований по признакам, в том числе по юридической силе.

Иерархическая структура системы более характерна для совокупности НПА, чем для других источников права.

Правовое регулирование – дело сложное и деликатное. При этом используются самые разные приемы, приемы, приемы. Это достигается установлением запретов, возложением ответственности и предоставлением возможностей.

Не все отношения нуждаются в юридическом влиянии и не все могут подвергаться регулирующему и организационному воздействию. К сфере правового регулирования следует отнести те отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общеобщественных интересов.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сформулировать определение нормативного правового акта – это официальный документ, принятый в порядке и форме, установленных законом, уполномоченным лицом в пределах его компетенции, содержащие правовые нормы, т.е. неперсонализированные правила поведения, направленные на регулирование важнейших отношений.

Таким образом, понятие и признаки НПА постоянно развиваются. Основными признаками изучаемого явления остаются, например, его непосредственная связь с государством,  а также письменная форма объективации, принятие уполномоченным субъектом (народом, государственными и местными органами власти), официальность, иерархизация, дифференциация, систематизация, наличие установленной формы и структуры, государственного принуждения, нормативности, общей обязательности, многократного применения, неперсонификации, установления, изменения или правовых норм и т. д.[2, с. 273].

Список литературы

  1. Белоусов С. А. Дисбаланс в системе источников российского права: актуальные проблемы и пути устранения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки - 2015г. №3.
  2. Лушников А.М. Коллизии в праве и их преодолениепосредством коллизионных предписаний: отраслевой аспект // Юридическая техника - 2017г. №11.
  3. Орлов В.Г. Российский правовой дискурс // Теоретическая и прикладная юриспруденция - 2021г. №4.
  4. Плоцкая О.А., Иванова Ж.Б. Система нормативно-правовых актов в коми АССР в середине и II половине 30-х годов ХХ века // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право - 2011г. №20.
  5. Сильченко Н.В. От единого правового классификатора к универсальному правовому классификатору // Право и демократия - 2010г. №21.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее