Правовое образование и воспитание

Правовое образование и воспитание

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

185

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (102), Февраль ‘23

Дата публикации 06.02.2023

Поделиться

В статье рассматривается правовое образование, методы, цели правового образования.

Правовое образование-это целенаправленное постоянное влияние на человека с целью формирования правовой культуры и активного правового поведения. Юридическое образование в первую очередь направлено на получение и развитие знаний о праве, правовых явлениях, основных областях знаний юридических наук и отраслей права, усвоение ценностей права, моделей правового поведения.

Основная цель юридического образования-дать человеку необходимые в жизни юридические знания и научить его соблюдать и соблюдать законы и нормативные акты, то есть сформировать достаточно высокий уровень правовой культуры, способный значительно сократить количество правонарушений. Юридическое образование тесно связано со всеми видами социального воспитания — нравственным, политическим, эстетическим и др.

Существует ряд особенностей, отличающих юридическое образование от других видов социального образования:

1. Правовое образование основано на системе правовых норм;

2. Юридическое образование предполагает введение в правосознание образованных составляющих упорядоченных общественных отношений — разрешений, обязательств, запретов;

3. Юридическое образование основано на возможности применения принудительной силы государства, возлагая юридическую ответственность на правонарушителей;

4. Правовое воспитание охватывает субъектов права, которые не только соблюдают правовые нормы, но и склонны к преступлениям и нарушили их; 5. Правовое воспитание осуществляется с использованием специальных методов и средств правового воспитания;

6. Правовое воспитание осуществляется преподавателями, которые обычно имеют юридическое образование или специальные юридические образование.

Правовое образование выполняет ряд важных функций, среди которых можно выделить следующие:

  • регулятивную;
  • защитную;
  • когнитивную;
  • коммуникативную;
  • идеологически воспитательную;
  • профилактическую;
  • практическую и прикладную;
  • прогностически - эвристическую.

Среди этих функций в работе юридического образования когнитивная функция играет ведущую роль в процессе формирования мировоззрения и понимания правовой реальности. Важной функцией правового образования является регулирующая функция, поскольку оказывается влияние на поведение всех граждан, обеспечивается работа правовой системы и создается фундаментальный правопорядок. Превентивная функция также играет важную роль в процессе правового просвещения. Правовое просвещение должно быть адресовано как людям с конфликтным и незаконным поведением, так и людям с нормальным и законным поведением. Следовательно, процесс юридического образования может быть нескольких видов: - Общее правовое образование (через обучение в школах, лицеях, университетах); - юридическое профессиональное образование (обучение и специальная подготовка в средних и высших учебных заведениях юридического профиля); - массовое правовое образование (тематические семинары по правовым вопросам, лекции и т.д.); - правовое просвещение при девиантном поведении (детские приюты и т.д.); - правовое просвещение правонарушителей правоохранительными органами, в местах содержания под стражей. Правовое воспитание личности осуществляется с помощью определенных методов, техник, приемов, которые в своей совокупности составляют метод правового воспитания.

Метод-это совокупность приемов и методов, система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитанных, постоянно ведущих к достижению цели. Исходя из последовательности действий, методы делятся на приемы и методы. Метод отличается от приема и метода тем, что с помощью метода можно решить учебную задачу, но метода с помощью приема или метода не существует. В реальном воспитательном процессе методы, приемы и методы постоянно меняются и, по мнению некоторых авторов, могут даже переходить друг к другу, совершать взаимные переходы в конкретных воспитательных ситуациях. Основным методом процесса юридического воспитания является метод убеждения. Все остальные методы без исключения основаны на нем. "Основная роль убеждения заключается в том, что с помощью этого метода формируется самое существенное свойство человека — его правовое понимание. С помощью убеждения можно решать гораздо более общие воспитательные задачи, чем с помощью других методов. Применяя любой метод в совокупности с убеждением, достигается максимальный педагогический результат в познании правовых явлений и формировании правосознания."Существует две разновидности этой техники: убеждение словом и убеждение действием. Наиболее известные формы убеждения словом: отчетность, речь, политическая информация, беседа и др. При этом в основном используются такие средства убеждения, как объяснение, утверждение, подтверждение, отрицание. Его эффективность зависит от содержания фактически используемого материала, его объективности, надежности и актуальности. Убеждение действием-лучший способ культивировать уважение к правовым явлениям. Метод принуждения также является широко используемым методом влияния. Метод принуждения по собственной сути аналогичен методу убеждения. Как и в обоих методах, основная цель коммуникатора состоит в том, чтобы собеседник принял свою позицию. Так же, как и с методом убеждения, так и с принуждением, человек обязуется аргументировать собственную точку зрения при поддержке различных подтверждений, аргументов.

По этой причине метод убеждения и метод принуждения являются основными методами в процессе правового воспитания. Другим методом правового воспитания является наказание. Наказание предполагает применение любых законных мер в отношении лица в ответ на нарушение закона. Наказание может быть использовано в виде осуждения, наблюдения, лишения определенного права, ограничения прав, выговора и т.д. "Наказание должно применяться с особой осторожностью, оно не должно использоваться оскорбительно для воспитания, озлобления. Чрезмерная либеральность и отсутствие наказания имеют все возможности спровоцировать неповиновение, дезорганизацию образованных". Методами и приемами воздействия на сознание и поведение субъектов являются: потенциальная угроза санкций, профилактика, предостережение и другие. В настоящее время различные интерактивные методы юридического образования и тренинга используются для более эффективного и быстрого содействия достижению целей юридического образования. Основными интерактивными формами, помогающими достичь цели юридического образования, являются следующие: круглый стол (обсуждение вопроса, дискуссия), ментальная атака (мозговой штурм), деловые и ролевые игры, мастер-класс. "Основная цель деловой игры - научить студента использовать юридические знания при формулировании текущих проблем и вопросов. В то же время разрабатываются необычные решения существующих противоречий, появляются новые способы разрешения той или иной ситуации.

Подводя итоги нашей работы, можно сделать следующие выводы. Важным элементом механизма юридического образования является методика юридического образования. Методика юридического образования как совокупность методов характеризуется большим разнообразием приемов и методов, правильное применение которых эффективно влияет на сознание и поведение личности в интересах правопорядка.

Список литературы

  1. Аминов Илья Исаакович Основы юридической педагогики. Учебник для аспирантов / Аминов Илья Исаакович. - М.: Проспект, 2017. - 904 c.
  2. И.Т. Огородников Педагогика / И.Т. Огородников. - М.: Просвещение, 2019. - 375 c
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее