Современный мир невозможно представить без помощи электронных, компьютерных и других инновационных технологий. Сегодняшняя цифровая революция поменяла курс мирового развития, и теперь мы живем в эпоху информационного общества, в котором широко используется атомная энергетика, цифровая электроника, космическая техника и многое другое. Мировой прогресс во всех сферах хозяйствования развивается в геометрической прогрессии. В новом мире на первом месте выступает информация, которая имеет важнейшее значение в современных реалиях. Выросла потребность в скорости получения информации, а также ее качестве, ведь эти характеристики позволяют верно реагировать на происходящие события. Ценность информации безгранична, она позволяет обеспечить надежное развитие общества, а также призвана улучшить нашу жизнь. Развитие информационной эпохи способствовало появлению относительно новой сферы знания, а именно «цифровой экономики», которая влияет на многие отрасли, в связи с чем стала частью нашего мира.
Сфера транспорта одной из первых ощутила на себе внедрение цифровых технологий: объективная необходимость в автоматизации управления, повышения надежности транспортной системы подтолкнули транспортные компании раньше других провести компьютеризацию управленческих процессов, а после – и цифровизацию всей сферы [1].
Не существует единого подхода к определению цифровизации, а также сущности данного термина, в научной литературе бытуют различные мнения по этому вопросу. Однако, по нашему мнению, наиболее точное описание представлено Лариным О.Н и Куприяновским В.П. в своей работе. По мнению авторов, «Цифровизация – это комплекс процессов в экономике и обществе, который заключается в массовом распространении технологий, основанных на использовании бинарного кода, который влечет за собой очевидные качественные изменения в организации технологического и общественного уклада» [3].
Если говорить о транспортной сфере, то цифровизация – это масштабное проникновение цифровых технологий, – как на управленческом уровне, так и на технологическом уровне [2].
Активное внедрение цифровых технологий способствует повышению экономической эффективности в отрасли транспорта. В связи с этим, в таблице 1 представлены наиболее популярные направления использования цифровых технологий для выполнения задач транспортными предприятиями.
Таблица 1.
Направления применения цифровых технологий предприятиями транспорта [4].
Направление воздействия | Пример применения технологии |
Электронный документооборот | Введение электронных билетов, дистанционное оформление проездных документов; создание «виртуальных офисов», обслуживание клиентов без личного контакта. |
Дистанционная коммуникация | Использование цифровых коммуникационных технологий для живого дистанционного общения. |
Проведение оплаты | Мобильная оплата, единые проездные документы, использование мобильных приложений для получения транспортных услуг. |
Облачные технологии | Обработка данных на качественно новом уровне: сбор и анализ данных о транспортных потоках, использование технологий «bigdata». |
Интегрированные системы управления транспортом | Реорганизация систем управления транспортом, их автоматизация; вовлечение клиента в процесс управления и контроля за грузом. |
Интеллектуальны е транспортные системы | Автоматизация и роботизация контроля транспортных потоков, прогнозирование транспортной обстановки, поддержка систем автопилота. |
Платформы по оказанию логистических услуг | Создание цифровых платформ, ориентированных на предоставление логистических услуг, в т.ч. бронирование, заказ билетов, поиск перевозчика для грузов, выявление оптимального маршрута. |
Уже длительное время мы наблюдаем как происходит автоматизация управленческих процессов. Так, одной из первых сфер, которой управленческие процессы стали автоматизироваться считается именно транспортная. Можно говорить о том, что цифровизация как тенденция технологического развития транспортной сферы была идентифицирована довольно давно. Собственно, с момента возникновения электронно-вычислительной техники началось проникновение в транспортную отрасль цифровых технологий, которые значительно облегчали работу для компаний транспорта. За этот период внедрения было реализовано большое количество различных проектов, – как по инициативе государств, выделяющих денежные средства из федерального бюджета, так и частных компаний, инвестирующий в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Примеры цифровизации в транспортной отрасли представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Примеры цифровизации в транспортной сфере [4].
Пример технологии | Функции технологии |
SARTRE | Программа создания пассажирских транспортных средств с единым дистанционным управлением, безлопастных для пешеходов и окружающей среды. |
Open Shuttle | Интерактивная система комплектации груза при помощи автоматических тележек. |
Pick by light | Использование специальных световых указателей для облегчения работы роботизированных транспортных средств. |
Put by Вearner | Складская технология приема и распределения грузов в автоматическом режиме. |
Автоматизированные портовые комплексы | Использование в морских портах автоматизированных складских систем, в первую очередь в контейнерных терминалах. |
Внедрение подобный технологий обладает рядом преимуществ, касающихся:
– повышения эффективности транспортной сферы как таковой (снижение затрат на топливо, повышение пропускной способности дорог, снижение аварийности, снижение числа пострадавших в авариях на транспорте и доли поврежденного при перевозке груза);
– снижения издержек на оплату труда водителей и множества сотрудников, чьи рабочие места будут автоматизированы;
– снижение времени простоя транспортного средства;
– нивелирования риска человеческой ошибки (человеческий фактор).
Однако, существует и ряд проблем, которые возникают в связи с растущей вовлеченностью цифровизации в экономике. Так водители транспортных средств, замененные беспилотным транспортом, не смогут работать в компании и пусть даже на неопределенное время окажутся безработными. Помимо этого, всегда существует риск отказа программного обеспечения, и потери контроля над управляемым транспортным средством.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что процессы роботизации и внедрения автоматических систем в транспортную отрасль по своему потенциалу способны охватить практически всю транспортную сферу, а именно работу с клиентами и логистику. Цифровизация экономики необратимый процесс, который стоит всячески поддерживать, ведь при достижении баланса она привносит положительный результат для предприятий транспорта.
Список литературы
- Авдеенко Т.В., Алетдинова А.А. Цифровизация экономики на основе совершенствования экспертных систем управления знаниями // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2017. – №10. – С. 47-55.
- Емельянов Н.В. Цифровизация экономики как фактор обеспечения национальной безопасности России // Экономический рост: проблемы, закономерности, перспективы. – 2019. – №5. – С. 89-93.
- Ларин О.Н, Куприяновский В.П. Вопросы трансформации рынка транспортнологистических услуг в условиях цифровизации экономики // International Journal of Open Information Technologies. – 2018. – №5. – С. 31-35.
- Меренков А.О. Индустрия 4.0: немецкий опыт развития цифрового транспорта и логистики // Управление. – 2017. – №4. – 15-22.