Влияние цифровой экономики на предприятия транспорта

Влияние цифровой экономики на предприятия транспорта

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

378

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (15), май ‘21

Дата публикации 28.05.2021

Поделиться

В статье рассматривается влияние цифровой экономики на транспортную отрасль, направление развития, имеющиеся технологии, а также преимущества цифровизации для предприятий транспорта.

Современный мир невозможно представить без помощи электронных, компьютерных и других инновационных технологий. Сегодняшняя цифровая революция поменяла курс мирового развития, и теперь мы живем в эпоху информационного общества, в котором широко используется атомная энергетика, цифровая электроника, космическая техника и многое другое. Мировой прогресс во всех сферах хозяйствования развивается в геометрической прогрессии. В новом мире на первом месте выступает информация, которая имеет важнейшее значение в современных реалиях. Выросла потребность в скорости получения информации, а также ее качестве, ведь эти характеристики позволяют верно реагировать на происходящие события. Ценность информации безгранична, она позволяет обеспечить надежное развитие общества, а также призвана улучшить нашу жизнь. Развитие информационной эпохи способствовало появлению относительно новой сферы знания, а именно «цифровой экономики», которая влияет на многие отрасли, в связи с чем стала частью нашего мира.

Сфера транспорта одной из первых ощутила на себе внедрение цифровых технологий: объективная необходимость в автоматизации управления, повышения надежности транспортной системы подтолкнули транспортные компании раньше других провести компьютеризацию управленческих процессов, а после – и цифровизацию всей сферы [1].

Не существует единого подхода к определению цифровизации, а также сущности данного термина, в научной литературе бытуют различные мнения по этому вопросу. Однако, по нашему мнению, наиболее точное описание представлено Лариным О.Н и Куприяновским В.П. в своей работе. По мнению авторов, «Цифровизация – это комплекс процессов в экономике и обществе, который заключается в массовом распространении технологий, основанных на использовании бинарного кода, который влечет за собой очевидные качественные изменения в организации технологического и общественного уклада» [3].

Если говорить о транспортной сфере, то цифровизация – это масштабное проникновение цифровых технологий, – как на управленческом уровне, так и на технологическом уровне [2].

Активное внедрение цифровых технологий способствует повышению экономической эффективности в отрасли транспорта. В связи с этим, в таблице 1 представлены наиболее популярные направления использования цифровых технологий для выполнения задач транспортными предприятиями.

 

 

 

 

Таблица 1.

Направления применения цифровых технологий предприятиями транспорта [4].

Направление воздействия Пример применения технологии
Электронный документооборот Введение электронных билетов, дистанционное оформление проездных документов; создание «виртуальных офисов», обслуживание клиентов без личного контакта.
Дистанционная коммуникация Использование цифровых коммуникационных технологий для живого дистанционного общения.
Проведение оплаты Мобильная оплата, единые проездные документы, использование мобильных приложений для получения транспортных услуг.
Облачные технологии Обработка данных на качественно новом уровне: сбор и анализ данных о транспортных потоках, использование технологий «bigdata».
Интегрированные системы управления транспортом Реорганизация систем управления транспортом, их автоматизация; вовлечение клиента в процесс управления и контроля за грузом.
Интеллектуальны е транспортные системы Автоматизация и роботизация контроля транспортных потоков, прогнозирование транспортной обстановки, поддержка систем автопилота.
Платформы по оказанию логистических услуг Создание цифровых платформ, ориентированных на предоставление логистических услуг, в т.ч. бронирование, заказ билетов, поиск перевозчика для грузов, выявление оптимального маршрута.

Уже длительное время мы наблюдаем как происходит автоматизация управленческих процессов. Так, одной из первых сфер, которой управленческие процессы стали автоматизироваться считается именно транспортная. Можно говорить о том, что цифровизация как тенденция технологического развития транспортной сферы была идентифицирована довольно давно. Собственно, с момента возникновения электронно-вычислительной техники началось проникновение в транспортную отрасль цифровых технологий, которые значительно облегчали работу для компаний транспорта. За этот период внедрения было реализовано большое количество различных проектов, – как по инициативе государств, выделяющих денежные средства из федерального бюджета, так и частных компаний, инвестирующий в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Примеры цифровизации в транспортной отрасли представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Примеры цифровизации в транспортной сфере [4].

Пример технологии Функции технологии
SARTRE Программа создания пассажирских транспортных средств с единым дистанционным управлением, безлопастных для пешеходов и окружающей среды.
Open Shuttle Интерактивная система комплектации груза при помощи автоматических тележек.
Pick by light Использование специальных световых указателей для облегчения работы роботизированных транспортных средств.
Put by Вearner Складская технология приема и распределения грузов в автоматическом режиме.
Автоматизированные портовые комплексы Использование в морских портах автоматизированных складских систем, в первую очередь в контейнерных терминалах.

Внедрение подобный технологий обладает рядом преимуществ, касающихся:

– повышения эффективности транспортной сферы как таковой (снижение затрат на топливо, повышение пропускной способности дорог, снижение аварийности, снижение числа пострадавших в авариях на транспорте и доли поврежденного при перевозке груза);

– снижения издержек на оплату труда водителей и множества сотрудников, чьи рабочие места будут автоматизированы;

– снижение времени простоя транспортного средства;

– нивелирования риска человеческой ошибки (человеческий фактор).

Однако, существует и ряд проблем, которые возникают в связи с растущей вовлеченностью цифровизации в экономике. Так водители транспортных средств, замененные беспилотным транспортом, не смогут работать в компании и пусть даже на неопределенное время окажутся безработными. Помимо этого, всегда существует риск отказа программного обеспечения, и потери контроля над управляемым транспортным средством.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процессы роботизации и внедрения автоматических систем в транспортную отрасль по своему потенциалу способны охватить практически всю транспортную сферу, а именно работу с клиентами и логистику. Цифровизация экономики необратимый процесс, который стоит всячески поддерживать, ведь при достижении баланса она привносит положительный результат для предприятий транспорта.

Список литературы

  1. Авдеенко Т.В., Алетдинова А.А. Цифровизация экономики на основе совершенствования экспертных систем управления знаниями // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2017. – №10. – С. 47-55.
  2. Емельянов Н.В. Цифровизация экономики как фактор обеспечения национальной безопасности России // Экономический рост: проблемы, закономерности, перспективы. – 2019. – №5. – С. 89-93.
  3. Ларин О.Н, Куприяновский В.П. Вопросы трансформации рынка транспортнологистических услуг в условиях цифровизации экономики // International Journal of Open Information Technologies. – 2018. – №5. – С. 31-35.
  4. Меренков А.О. Индустрия 4.0: немецкий опыт развития цифрового транспорта и логистики // Управление. – 2017. – №4. – 15-22.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее