ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

62

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (202), Январь ‘24

Дата публикации 30.12.2024

Поделиться

Цифровизация государственного (муниципального) финансового контроля - перманентный процесс, обусловленный цифровой трансформацией государственного управления в целом. Учитывая значительное количество органов финансового контроля, крайне важно выбрать оптимальные подходы для комплексного решения этой проблемы.

Основная стратегическая задача России заключается в трансформации основных секторов экономики, социального блока и механизмов государственного регулирования в направлении их цифровизации и достижения высокого уровня развития информационных технологий [1].

Ряд законодательных и нормативных документов был разработан с целью задать направление эволюции информационного пространства, развития алгоритмов искусственного интеллекта, прогресса в сфере цифровизации экономики и совершенствования системы государственной власти.

В эру быстрого прогресса информационно-коммуникационных технологий в сфере бизнеса, правительство сталкивается с задачей не только соответствовать, но и опережать технологические достижения коммерческого сектора. Это предполагает улучшение качественных характеристик и обеспечение систематического подхода к выполнению государственных обязанностей через разработку интегрированных цифровых платформ и инфраструктур.

Специализированное направление в области цифровизации государственных управленческих процессов затрагивает выполнение функций мониторинга и проверки. Функционал контроля в рамках государственной регуляторной деятельности представляет собой механизм обратной связи между государственными и муниципальными органами власти и субъектами управления, включая как организации, так и индивидуальных граждан. Примером государственного контроля служит государственный (или муниципальный) финансовый контроль, который осуществляется с целью надзора за финансовыми операциями.

Цифровое преобразование в структурах Государственного финансового контроля охватывает комплексные аспекты, включающие как операции внутри самой организации, так и взаимодействие с внешним миром. Процессы внутренней цифровизации касаются автоматизации этапов планирования и организации контрольных мероприятий. Внешняя же сторона включает обеспечение доступа к цифровым ресурсам проверяемых субъектов и осуществление интеграции с другими информационными системами, в которых хранятся данные, необходимые для проведения аудита [2].

Федеральное казначейство России занимается цифровой трансформацией своих процессов в соответствии с проектом Министерства финансов России «Электронный SMART-контроль и учет государственных финансов для принятия управленческих решений». Данный проект, планируемый к выполнению до 2027 года, предусматривает создание интегрированной цифровой платформы, которая будет включать в себя все аспекты контроля за финансовыми операциями и управлением государственными активами в рамках деятельности Федерального казначейства.[1]

Ведомственный проект, который должен быть завершен к 2027 г., реализуется путем создания единой цифровой платформы (ЕЦП), охватывающей все направления контрольной деятельности Федерального казначейства, такие, как:

• внутренний ГФК;

• анализ исполнения бюджетных полномочий органов внутреннего ГФК;

• анализ внутреннего финансового аудита главных администраторов бюджетных средств (ГАБС).

ЕЦП является одной из подсистем ГИИС «Электронный бюджет», задача которой — перевести в цифровую среду направления контрольной деятельности Федерального казначейства. Оцифровка «внутренней» сферы охватывает все этапы контрольной деятельности: от планирования до отчетности [2]. При этом документы (план, программа проверки, акт и др.) формируются в электронном виде с наложением на них электронной подписи соответствующего должностного лица. Перевод документов из сканированного в структурированный вид предоставляет широкие возможности для эффективного использования трудовых и иных ресурсов. Например, в любой момент времени можно получать информацию об уровне загрузки как конкретного ревизора, так и структурного подразделения в целом. Последнее крайне важно в условиях значительного количества внеплановых контрольных мероприятий.

Центральный элемент — обогащение электронной цифровой подписи (ЕЦП) релевантными данными. В качестве источников этих данных выступают разнообразные информационные системы, включая информацию, получаемую через межведомственный обмен от органов внешнего государственного финансового контроля (ГФК) и учреждений, проводящих внутренний финансовый аудит.

Ясно, что количество информации, поступающей к анализу, огромно и его обработка вручную становится нереализуемой задачей. Для осуществления автоматизации анализа данных в рамках электронной цифровой подписи (ЕЦП) применяются специализированные цифровые решения, такие как «Паспорт объекта контроля» и инструмент «Риск-анализ». «Паспорт объекта контроля» содержит детализированную информацию о проверяемом объекте, включая данные о финансовой деятельности, заключённых сделках, а также обзор дебиторской и кредиторской задолженности.

Инструментальный метод «Риск-анализ» уповает на данные «Паспорта объекта надзора» для оценки вероятностей возникновения нарушений и значимости их воздействия. Введение цифровых технологий служит двойной цели: сокращает необходимость традиционных проверок на месте и эффективно снижает общие расходы на регуляторный контроль.

Кроме того, разработка Единой цифровой платформы (ЕЦП) нацелена на создание цифровой синергии между бизнес-операциями органов государственно-финансового контроля и участников бюджетного процесса, что подтверждает сдвиг в парадигме функционирования ГФК [2].

Мы считаем, что в настоящий момент действия органов государственно-финансового контроля (ГФК) преимущественно сконцентрированы на обнаружении нарушений. Внедрение информационных технологий вместе с развитием методик ГФК, таких как финансовый мониторинг, аудит и аналитическое исследование, даст возможность переориентировать внимание инспекторов на предварительную проверку, что является более ранним этапом контрольной деятельности [3].

Безусловно, последующие методы надзора будут продолжать пользоваться спросом. Это обусловлено, в том числе, потребностью в проведении государственного финансового контроля (ГФК) в отношении субъектов, чья финансовая и хозяйственная активность из-за ее уникальных характеристик остается вне сферы цифровизации. Ведение контрольных процедур, таких как измерение и пересчет, возможно исключительно на месте расположения этих субъектов. Другие ключевые аспекты цифровой трансформации в контексте единой цифровой платформы (ЕЦП) включают в себя анализ выполнения бюджетных обязательств органами внутреннего ГФК (Анализ ГФК) и рассмотрение внутреннего финансового аудита государственных и автономных бюджетных структур (Анализ ВФА).

Как показывают результаты указанных Анализов ГФК и Анализов ВФА, имеет место положительная динамика по уровню организации внутреннего муниципального финансового контроля, но еще существуют проблемные зоны на субъектовом и местном уровнях в части перехода на федеральные стандарты внутреннего финансового аудита [4].

Цифровизация бизнес-процессов и, как следствие, обеспечение цифрового диалога между Федеральным казначейством, ГАБС и другими участниками будут способствовать решению данных проблем.

Таким образом, цифровизация ГФК заключается в создании единой цифровой среды (ЕЦС), позволяющей за счет автоматизированной обработки информации, поступающей из различных источников, повысить эффективность контрольных мероприятий, а также оптимизировать затраты на их подготовку и проведение.

 

[1] URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/projects/electronic_SMART_control/

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/45726
  2. Артюхин Р.Е. Единая цифровая платформа, бюджетный рубль и новые казначейские кредиты. Бюджет. 2023;(8):10-14
  3. Исаев Э.А. Управляя временем: от наказания к предупреждению. Бюджет. 2023;(6):48-49
  4. Исаев Э.А. Курс на цифровизацию аналитических полномочий Казначейства России. Бюджет. 2023;(5):31-33
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее