ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАНИИ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 27 (72), июль ‘22

Дата публикации 29.06.2022

Поделиться

Актуальность статьи неоспорима. В наше время информационные технологии развиваются с невероятной скоростью. С каждым годом создаются новые, эффективные средства, которые дополняют традиционные средства обучения. Многие преподаватели все больше и чаще включают в свою методическую систему данные ресурсы для интересной работы с учащимися. Применение ЦОР на занятиях даёт новые возможности, которые повышают эффективность учебного процесса.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это эффективное и доступное средство для демонстрации в обучении, а также вспомогательное средство для преподавателя при закреплении и отработки практических умений учащихся. Также ЦОР применяется для контроля учащихся в организации и проведении опроса, применяется в работе с таблицами, графиками, схемами, а также редактировании текстов и исправлении ошибок в работе учащихся. Благодаря ресурсу возможен контроль и оценка домашних заданий.

Пошаговая работа самостоятельной деятельности – это главная особенность программного обучения, которая способствует активизации учебного процесса, а также наличие оперативной обратной связи, на основе которой возможна индивидуализация и дифференциация обучения.

Применение цифровых образовательных ресурсов в сфере образования помогает преподавателям эффективно изменять обучение, а именно менять содержание, методы обучения и формы. Совершенствование инструментов для работы в преподавательской деятельности улучшает качество образования, повышает эффективность обучения. ЦОР имеют огромное количество достоинств, в сравнении с традиционными средствами обучения.

Цель ЦОР – усиление и развитие интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе. Такая работа повышает качество обучения на всех ступенях образовательной системы.

Можно выделить следующие основные педагогические цели использования цифровых образовательных ресурсов:

  • интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счёт применения средств современных информационных технологий (повышение эффективности и качества процесса обучения; углубление межпредметных связей; увеличение объёма и оптимизация поиска нужной информации; повышение активности познавательной деятельности);
  • развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества (развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей; эстетическое воспитание за счёт использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации).

На этапах занятия, когда главное обучающее действие и руководство передаётся компьютеру, преподаватель получает право наблюдать, фиксировать проявление таковых достоинств у учащихся, как понимание цели поиска, функциональное повторение прежде изученных знаний, потребность к пополнению отсутствующих знаний из готовых источников, независимый поиск. Это позволит преподавателю планировать свою работу по управлению и постепенному формированию креативного взаимодействия учащихся к учению. Введение идеалов для проверки учебных операций (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление разбора факторов ошибок разрешают постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом занятии.

Приведенные возможности ЦОР могут поспособствовать формированию у курсанта способностей, развитию умений и желания учиться. В соответствии с целями использования ЦОР в образовательном процессе и их возможностями отличают следующие виды ЦОР:

  • Электронная библиотека – распределённая информационная система, позволяющая надёжно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов (электронные издания, содержащие произведения литературы, справочники и т.д.).
  • Библиотека электронных наглядных пособий – это такое пособие, в котором содержание передаётся при помощи набора мультимедиа компонентов, отображающих объекты, процессы, явления в данной предметной области.
  • Электронная энциклопедия – это пособие, которое содержит в себе большой объём информации по разным направлениям определенной области знаний. 
  • Такие учебно-методические комплексы, как тренажеры, практикумы, репетиторы – позволяют объективно оценить знания, самостоятельно подготовиться к учебным занятиям, а также к экзаменам. 
  • Мультимедийные учебники – это программно - методический комплекс, который даёт возможность при участии педагога, а также самостоятельно усвоить учебный курс с помощью персонального компьютера.
  • Виртуальные лаборатории – это обучающие комплексы, с помощью которых осуществляются предметные эксперименты. К ним также относятся такие эксперименты, которые провести в стенах школы затруднительно, так как они требуют дополнительное оборудование.

Конвекционный ЦОР включает в себя: различные рисунки; реконструкции памятников, скульптур, картин; диаграммы; схемы; различные математические, химические формулы; текст, который дублирует содержание учебника; исторические статьи и документы; фрагменты из литературных произведений и т.д. 

Программированный ЦОР состоит из: модели процессов; модели природных явлений; модели лабораторных работ; модели экспериментов; интерактивные практические задания.

Проблемный ЦОР: интерактивная моделируемая среда.

Изучив характеристики ЦОР можно сделать вывод, что использование их в педагогической практике не только приводит к повышению качества образования, получение высоких результатов, но и расширяет возможности самостоятельного и дистанционного обучения. 

Стоит отметить, что никакой цифровой образовательный ресурс не способен заменить преподавателя и учебники. ЦОР даёт возможность изучить материал интересно, чтобы усвоение тем было доступно любому курсу. Поэтому, чтобы выбрать ресурс для занятия, стоит подойти к выбору с точки зрения возрастной психологии, методики преподавания предмета.

Список литературы

  1. Юдин, Э.Г. Системный подход и принцип деятельности – / Э. Г. Юдин. – М.: Наука, 1978. – 392 с.
  2. Чебышева, В.В. Самоконтроль в процессе труда и обучения / Под ред. А.А. Смирнова. – М.: 1992. – 130 с.
  3. Андрианова, Л.М. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов / Л. М. Андрианова. – М.: Дрофа, 2003. – 252 с.
  4. Коноводова, Ю.А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников. Актуальные вопросы современной педагогики / Ю. А. Коноводова. - Текст : электронный // сайт: Материалы II Междунар. науч. конф. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/60/2536/
  5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2005. – 352 с.
  6. Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь. – М.: Высшая школа, 1990. – 32 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary