СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ И ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ И ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

278

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (214), Март ‘25

Поделиться

В данной статье раскрываются современные методики и подходы в преподавании изобразительного искусства. Авторами рассмотрены некоторые особенности преподавания изобразительного искусства в условиях глобализации и модернизации. Приводятся конкретные примеры различных подходов и методик преподавания, а также их особенности. Подчеркивается важность наличия определенных качеств личности у будущих педагогов изобразительного искусства для их профессиональной деятельности. Авторы обращают внимание на широкие возможности изобразительного искусства в развитии личностных качеств учащихся. Кроме того, в статье проанализированы существующие на сегодняшний день проблемы в общеобразовательном процессе, препятствующие формированию гармоничного развития личности, которые требуют принятия эффективных решений. В связи с этим, актуальность работы сомнений не вызывает. Авторами предлагается активизировать разные формы художественного мышления с помощью применения на уроках ИЗО современных цифровых инструментов, арт-терапии и др. Обосновывается вывод о необходимости совершенствования подходов и мер обучения, способствующих грамотному построению учебного процесса, который, в комплексе, будет решать образовательные, воспитательные и иные задачи. 

Эффективность учебного процесса в общеобразовательных учреждениях напрямую зависит от внедрения современных методик преподавания. Художественная сфера, пусть и является несколько специфичной, все же не является исключением. В эпоху процессов глобализации традиционная методика преподавания уже не удовлетворяет в полной мере потребностям общества, потому как ее недостаточно для совершенствования процесса овладения необходимыми знаниями и навыками в той или иной области. Поэтому и сфера преподавания ИЗО преобразуется в соответствии с новыми веяниями времени. Искусство преподавания требует не только углубленных знаний самого предмета, педагогического мастерства, основ психологии, но и понимания закономерностей методики организации учебно-воспитательного процесса и, что немаловажно, внедрения в деятельность современных подходов.

Основная задача преподавания изобразительного искусства в школе заключается в нравственно-эстетическом воспитании, развитии творческой индивидуальности, приобщении учащихся к искусству через теоретические знания и практический опыт. Таким образом, можно утверждать, что данная дисциплина является фундаментом для духовного обогащения школьников. Отсутствие комплексного подхода в преподавании лишает учебный процесс ряда уникальных возможностей в развитии личности, которые не компенсируются в преподавании других дисциплин. В этой связи необходимо вести целенаправленную работу по поиску квалифицированных кадров.

В своей профессиональной деятельности учителю необходимо ссылаться на передовой педагогический опыт, позволяющий повысить его компетентность и квалифицированность, что безусловно в последующем поспособствует его профессиональному росту. Учитывая, что на уроках учитель осуществляет руководство познавательной и творческой деятельностью учащихся, для профессионально-педагогической готовности ему важно совершенствовать:

- способность к творческому мышлению, т.к. творчески мыслящий педагог способен разнообразить форму подачи материала с индивидуальным подходом к каждому ученику, дать возможность генерировать нестандартные идеи и подходы для более эффективного образовательного процесса, при необходимости относительно быстро найти решение возникшей учебно-воспитательной задачи;

- личностные качества, к которым относятся гуманизм, любовь к детям, эмпатия, коммуникабельность, самосовершенствование, стрессоустойчивость, адаптивность и т.д.;

- организационные навыки, которые помогают выстраивать учебный процесс наиболее эффективно, распределяя продуктивно время и ресурсы для достижения максимальных результатов; 

- стремление к постоянному самообразованию и др.

По мнению авторов, важную роль в развитии детского самопознания заключает в себе художественно-образовательная деятельность. Предмет «Изобразительное искусство» является важной дисциплиной школьной программы, составляющей основу человеческой культуры. На уроках ИЗО у школьников формируется целостные мировоззренческие взгляды. Многие российские и зарубежные исследователи в своих трудах писали о важности изобразительного искусства в контексте формирования личности. Русский живописец XIX века Николай Ге так отзывался о значимости искусства в жизни человека: «Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует человека» [4] Отсюда, можно сделать выводы о том, что изобразительное искусство несомненно является одним из важных средств для подготовки социально-культурной личности.

К сожалению, на сегодняшний день понимание профессиональной деятельности, связанной с художественно-творческим направлением, утрачивает профессиональные признаки, а также свою перспективность. Данная тенденция сказывается на снижении требований к учителям дисциплины «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях, а если рассматривать шире, то и в целом на содержание художественного образования. Еще одна проблема заключается в недостаточном финансирование и оснащение рабочей зоны педагогов.

Переходя к анализу и разбору методов преподавания, необходимо дать определение данному термину.  Метод преподавания – это набор принципов и методов учебно-познавательной деятельности обучающихся, направленный на достижение цели, поставленной педагогом. Сам термин «метод» происходит от греческого «methodos» - «путь исследования», «учение», что означает путь к чему-либо: к результату, к цели, к истине. Известно, что фундамент обучения изобразительному искусству в школе строится на традиционном методе обучения, который, в свою очередь, основан на многолетней педагогической практике. Так, к традиционным методам преподавания ИЗО относятся: наглядные, словесные и практические методы обучения. Наглядные методы обучения активизируют визуальный канал восприятия информации в обучении изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большой объём информации от педагога к ребёнку через коммуникацию. Практические методы обучения ИЗО основаны на практической деятельности учащихся и формируют изобразительные умения и навыки.

В сегодняшних реалиях традиционный способ обучения изобразительному искусству считается недостаточно эффективным. Данный вывод можно аргументировать следующими доводами. Основной недостаток традиционного метода заключается в том, что учащийся, несмотря на систематичность, приобретает знания шаблонного типа, которые не всегда могут быть адаптированы под различные цели и проблемы. К тому же обучение проводится согласно строгим предписаниям учебных пособий. Педагог не фокусируется на личности ученика, на его сильных и слабых сторонах, т.е. отсутствует немаловажный принцип индивидуального подхода. Учителю необходимо выбирать наиболее интересные эффективные формы преподавания с учетом потребностей обучающихся.

Еще одним существенным недостатками традиционного обучения является безынициативное поведение учащегося на занятиях. Современное образование не требует от учителя игнорировать традиционные методы обучения, педагогу следует модифицировать свою программу инновационными методами с применением креативного подхода, т.к. современное поколение детей имеет совсем иной тип мышления, следовательно, и иные рычаги мотивации к учебе.

Современные методики обучения ИЗО обладают иным подходом, они помогают сформировать навыки учебной деятельности, оказывая позитивное эмоциональное воздействие, благодаря чему происходит более глубокое и прочное усвоения знаний. Использование нестандартных форм занятий создает благоприятные условия для организации коллективной работы учащихся. Внедрение современных подходов позволяет выявить организаторские, коммуникативные и лидерские качества у школьников, формирует самостоятельность, умение грамотно распределять работу и предвидеть результаты труда, развивает мышление, воображение, сенсорные способности.

Итак, рассмотрим современные методы преподавания ИЗО в российских школах на современном этапе. Так, например, использование арт-терапевтических методов при обучении является результативным нововведением. Метод арт-терапии носит не только развивающий характер, но и, что немаловажно, является своего рода диагностикой индивидуальных и психологических особенностей учащегося. Уроки с включением групповой арт-терапевтической работы создают благоприятную атмосферу доброжелательности, безопасности, поддержки, формируют значимые социальные навыки, улучшают межличностные отношения. Нельзя не отметить позитивный психотерапевтический и коррекционный эффект от рассматриваемого метода обучения: у школьников нормализуется эмоциональный фон, происходит высвобождение негативных эмоций. По мнению одного из ведущих специалистов в области арт-терапии педагогического направления, доктора педагогических наук Л. Д. Лебедевой: «Педагогические основы арт-терапии как исходные положения, соответствующие требованиям педагогики, являются эффективной и перспективной инновацией в образовании учителя» [2].

Разновидностью арт-терапии является песочная терапия, которая предлагает использовать песок и технику рисования песком как основу для творчества и самопознания. Интеграция песочной терапии в образовательный процесс является современным методом, способным перенести личный опыт и эмоции на песок, а после проанализировать и интерпретировать результат созданного арт-объект. Детский психотерапевт Дора Калф в своих научных трудах описала данный подход в изобразительном искусстве так: «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» [3].

Способствует развитию творческих способностей школьников интерактивный метод обучение изобразительному искусству, который успешно зарекомендовал себя не только в России, но и во многих других странах. Интерактивный метод основан на принципе взаимодействия учащихся с друг другом и обязательной обратной связи. Учитель на таком занятии выполняет функцию помощника в исследовательской работе и создает необходимые условия для проявления инициативы каждого ученика. По форме проведения можно выделить такие форматы обучения как проектная деятельность, уроки в виде игры (конкурс, ролевая игра, викторина и т.п.), «мозговой штурм». Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что разнообразие и вариации уроков зависят от фантазии и мастерства педагога.

Активизировать разные формы художественного мышления возможно благодаря использованию современных технологий, различных цифровых инструментов и платформ. Так, обучение искусству возможно через внедрение программного обеспечения для цифрового искусства. Повышает интерес школьников к получению новых знаний технология виртуальной реальности, которая дает возможность зрителю познакомиться с произведениями мирового искусства, находящимися в музеях разных стран.

Широкое внедрение в современную образовательную систему источников экранного преподнесения информации обусловлено комплексным воздействием на органы чувств ученика. Возможности мультимедийного формата имеют большой образовательный потенциал именно в силу своей наглядности и создаваемого эффекта полного погружения, а также благодаря широте представляемой визуальной информации [1].

Элементы новаторства играют большую роль в педагогической практике. Использование мультимедийных технологий (ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор) на сегодняшний день является важным средством инновационного обучения. Данная методика достаточна перспективна, она безусловно выводит процесс обучения на качественно новый уровень, а значит требует большего изучения со стороны научного сообщества.

Профессиональная образовательная деятельность в области изобразительного искусства характеризуется сложным комплексом задач. Подводя итог, можно констатировать, что успешное применение современных методов и педагогических наработок преподавания изобразительного искусства будет способствовать становлению конкурентоспособных специалистов. Общеобразовательным организациям целесообразно создать максимально комфортные условия для реализации вышеуказанных задач.

При этом важно отметить, что, современные методики и подходы, применяемые в художественном образовании, не могут вытеснить традиционное изобразительное искусство, но их использование обеспечивает эффективность преподавания художественных дисциплин.

Список литературы

  1. Захарченко И.Н. Цифровые презентации искусства в контексте мультимедийных экспозиций: проблемы восприятия // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2017. - № 6 (27). - С. 107-113
  2. Л. Д. Лебедева. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь. - 2003. - 256 с.
  3. Kaljf, D. М. Introduction to Sandplay Therapy / D. М. Kaljf //Journal of Sandplay Therapy. – 1991. № 1. - Vol.1
  4. ЛитЛайф: научная электронная библиотека: сайт. – Москва, 2016. URL: https://litlife.club (дата обращения: 24.03.2025). – Текст: электронный
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее