Образование как социальная технология

Образование как социальная технология

В статье актуализируется проблема освоения социального пространства посредствам социальных технологий. Автор представляет дефиницию термина «социальная технология» причисляя к последним образование, при этом высказанная позиция аргументируется путем сравнения современного и традиционного общества. В свете сказанного, автор выделяет ключевые условия-критерии без которых управление образованием, как социальной технологией в новых социально-экономических условиях невозможно.

Авторы публикации

Рубрика

Высшее образование

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публицакии 19.06.2022

Поделиться

В условиях динамических социальных изменений в мировой практике современности все в большей мере утверждается инновационный метод освоения социального пространства — его технологизация. При этом справедливо будет утвердить, согласившись с позицией Патрушева В.И. и Иванова В.Н., что социальные технологии выступают как интеллектуальный наукоемкий ресурс, применение в современной практике которого, позволяет достичь нескольких целевых ориентиров:

  • изучить и предсказать разновекторные и разнокачественные перемены социального характера;
  • оказывать активное влияние на практическую жизнь как отдельного индивидуума, так и общества в целом;
  • получать эффективный прогнозируемый социальный результат [1].

Сказанное выше детерминирует необходимость рассмотрение сущности понятия «социальная технология». В виду обозначенной темы, то есть контекста современного образования, для нас интересна позиция эксперта Ткаченко В.В., который дефинирует термин «социальная технология», как «алгоритм, процедуру осуществления действий в различных областях социальной практики: управлении, образовании, исследовательской работе, художественном творчестве» [5, с. 46].

Таким образом, приведенная характеристика позволяет утвердить, что социальные технологии — это ничто иное как элемент культуры общества, продукт спонтанного эволюционного развития или преднамеренной разработки.

Построение социальной технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры при условии глубокого понимания природы и специфики той области, в которой развертывается практика.

В современной теории, источниками которой выступают материалы научной литературы, в качестве одной из социальных технологий рассматривается образование. Данной позиции, например, придерживается Мухамеджанова Н. М., к воззрениям которой мы обратимся немного позже. Таким образом, образование (как социальная технология) рассматривается в качестве средства подготовки определенного типа личности, который нужен конкретному обществу для его успешного функционирования и развития.

Доказывая данный тезис можно сказать, что им детерминирован тот факт, что социальный престиж молодежи и образования в модернизирующемся обществе выше, чем в традиционном. Как подчеркивает К. Мангейм, «молодежь — это один из скрытых ресурсов, которые имеются в каждом обществе и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность» [3, с. 443-444].

Традиционные общества опираются на опыт старших поколений и сопротивляются реализации скрытых возможностей молодежи. Следовательно, можно смело высказывать мнение о том, что в традиционном обществе образование концентрирует свое внимание на передаче норма, традиции; при этом ведущими методами обучения являются воспроизведение и повторение.

Современные общества, ориентированные на развитие и совершенствование, опираются на сотрудничество с молодежью. Таким образом, целевым ориентиром современного образования выступает личностный рост, так как именно способность личности к развитию — это реальный и объективно достижимый залог ее приспособления к регулярно трансформирующимся жизненным обстоятельствам. [4]

Сказанное выше, демонстрирует необходимость повышенного внимания со стороны экспертов — представителей научного сообщества к вопросам и проблемам модернизации, а так же развития образования. Подобные теоретические разработки позволят использовать весь потенциал образования, как технологического инструментария социальной направленности, а следовательно, достичь максимального социального эффекта.

Так же, представленные выше факты, с позиции практики, позволяют заключить, что в новых социально-экономических реалиях использование социальных технологий (в том числе образования) невозможно без учета и соблюдения следующих условий:

  • управления качеством образования;
  • управления рисками;
  • нормативного финансирования;
  • управления с опорой на гибкие динамичные стандарты образования и гарантированные бюджетные нормативы;
  • социально-экономического прогнозирования развития образования и стратегического планирования;
  • социального партнерства с регионами;
  • новых информационных технологий;
  • рациональной расстановки кадров надлежащей квалификации, распределения обязанностей;
  • установления связей между подсистемами и управления этими связями;
  • всестороннего анализа и контроля с целью принятия оперативных решений, направленных на корректировку (ликвидацию) имеющихся недостатков. [2]

Подводя итог и обобщая сказанное можно заключить, что в современной практике одной из социальных технологий (как элемента культуры общества) является образование. Оно, выступая социальной технологией выступает средством подготовки определенного типа личности, который нужен конкретному обществу для его успешного функционирования и развития. Таким образом, справедлив вывод о том, что рассмотрение образования как социальной технологии является актуальным ответом на запрос со стороны практиков и теоретиков педагогической науки.

Список литературы

  1. Иванов, В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. Монография / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев // М.: ЗАО “Экономика”, 2001. — 327 с. — Электронный ресурс. URL: (дата обращения 24.05.2022).
  2. Мангейм, К. Диагноз нашего времени / К. Мангейм // М., 1994. — Электронный ресурс. URL: (дата обращения 24.05.2022).
  3. Игнатов, В.Г. Экономика социальной сферы / В.Г. Игнатов, Л.А. Батурина, В.И. Бутов // Ростов н/Д: МарТ, 2001. — 416 с. — Электронный ресурс. URL: (дата обращения 25.05.2022).
  4. Мухамеджанова, Н. М. Образование как социальная технология модернизации общества: региональный аспект / Н.М. Мухамеджанова // Вестник ОГУ. — 2008. — №7. — Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-sotsialnaya-tehnologiya-modernizatsii-obschestva-regionalnyy-aspekt (дата обращения: 25.05.2022).
  5. Ткаченко, В. В. Социальные технологии модернизации высшего образования на региональном уровне / В. В. Ткаченко // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 45-47. — Электронный ресурс. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2232/ (дата обращения: 25.05.2022).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary