АКСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М.АКМУЛЛЫ

АКСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М.АКМУЛЛЫ

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публикации 12.01.2022

Поделиться

В данной статье рассмотрены и проанализированы различные подходы и философские концепты, влияющие на развитие общества.

В современном быстроизменяющемся мире происходят постоянные изменения во всех сферах. Наиболее это заметно в условиях глобализации, в таких областях науки как экономика, социология, политология и культура. Данные явления можно рассматривать в двух траекториях развития: интеграции в обществе, сохранение историко-культурного наследия. Согласно конституционным правам человека, можно говорить о родных языках, о роли билингвальности в национальных республиках, сохранении традиций и обычаев. Таким образом, Россия - уникальная страна с многонациональным составом, на территории которой в мире и согласии проживают представители разных национальностей и вероисповеданий, что в целом способствует социальной стабильности и отсутствию конфликтов на  национальных и религиозных идеях [2, c.282].

Гносеологиескими и аксиологическими корнями развития языка служат труды представителей прогрессивных творцов, формирующих общественно - политические аспекты в идеалах и ценностях людей своей эпохи. Действительно, многие исторические события находят отражение в общественной мысли, однако они не относятся к абсолютным истинам жизни и влекут за собой лишь трансформированные творческие способности различных авторов и течений в различных областях науки [1, c.195].

Одним из представителей башкирской литературы, чьи философские взгляды стали наставлениями для жизни, является Мифтахетдин Акмулла. Творчество М. К Акмуллы наполнено общечеловеческими ценностями, становится воспеванием и восхищением земным образом жизни. Все творчество Акмуллы ( белого, чистого праведного учителя) выступает против патриархально-феодального устройства, критикует невежество и отсталость, косность и своеволие мусульманского духовенства. Во всем творчестве поэта звучат призывы к изучению ремесел, овладению идеалами гуманизма и поиска смысла жизни. Наверное, все вышесказанные тенденции находят ключевые  тренды в исторической судьбе населения того времени, ведь в 19 веке усиливался национально- колониальный гнет, реформирование системы государственного управления происходило посредством принятия в некоторых вопросах нецелесообразных управленческих решений.

Автобиографичные черты из жизни Акмуллы в частности реально противопоставить с М. В. Ломоносовым, в связи с тем, что оба обладали неординарным желанием к учебе и просвещению, к развитию, к повышению на уровень в социальном лифте. Язык обоих точен, четок, метафоричен. Возвращаясь к образу Акмуллы, непременно стоит отметить то, что его образ жизни в условиях постоянного скитальчества служит одним из факторов для формирования идейной мысли в творчестве. Здесь же несомненно стоит упомянуть о происхождении Акмуллы из небогатой семьи, что отразится в моральных устоях и целой революции в башкирском обществе. Поэт постоянно призывает население к просвещению, прогрессу, ориентирует  людей формировать благородные качества.

Одним из наиболее тяжёлых моментов в жизни Акмуллы считается период нахождения в тюрьме, который длился 4 года. Казахский бай Батуч, оклеветал Акмуллу и суд принял решение о наказании в виде лишения свободы на 4 года. Скитаясь по территории башкирских и казахских земель, Акмулла отдает все силы для развития народного образования. Таким образом, поэт выработал в себе черты гуманиста, импровизатора, соединяющего слегка эклектичные черты Западной и Восточной культуры. Наиболее интерпретирует черты того времени стихотворение  " Наставления". В данном произведении есть элементы традиционного кубаира, определены первоочередные и последующие приоритеты в человеческих качествах, среди которых совесть, добропорядочность, разум, благодарность и терпение. В то же время творчество Акмуллы невелико, не все произведения смогли сохраниться до наших дней. Все это неразрывно связано с тем, что сэсэн на ходу сочинял стихи и читал их нараспев под мелодию домбры, то есть не было записей текста, все вдохновение и творчество не печаталось и рукописей нет. При жизни в Казани в 1892 издал книгу , " Элегию памяти о Шагибутдине Марджани", в котором противопоставлены образы и характеристика врага и возможные представления идеального человека . Во многих стихах поэта имеются смысловые подтексты пословиц и поговорок , что гармонично вливается в контекст и лаконично характеризует отражаемые образы.

Таким образом, творчество Акмуллы- своеобразный идентификатор исторической судьбы народа , проживавшей в ту эпоху и требовательный пользователь слова, чьи философские концепты живы и по сей день, имеют аксиологическую ценность для каждого из нас.

Список литературы

  1. Управление: философия, социология междисциплинарные исследования : монография / под редакцией О. Я. Гелиха, Г. Л. Тульчинского. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 195 с. — ISBN 978–5–8064–2635–3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136697 (дата обращения: 27.10.2020). — Режим доступа: для авториз. Пользователей.
  2. Шипилина, Л. А. Методология профессионально-педагогических исследований : учебное пособие / Л. А. Шипилина. — Омск : ОмГПУ, 2018. — 282 с. — ISBN 978-5-8268-2154-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/112947 (дата обращения: 27.10.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее