Требования к разработке электронных дидактических ресурсов для обучающихся среднего общего образования

Требования к разработке электронных дидактических ресурсов для обучающихся среднего общего образования

Статья посвящена проблеме цифровизации школьного образования посредством разработки электронных дидактических ресурсов. Предпринята попытка обобщения имеющихся подходов к определению понятия «электронный дидактический ресурс». В статье рассматриваются требования к созданию ЭДР, приводятся эффективные возможности и  их особенности.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публицакии 18.06.2022

Поделиться

Современный образовательный процесс требует от педагогов существенного расширения арсенала средств обучения. Таким образом, в образовательный процесс учебного заведения водятся новые формы обучения, так или иначе связанные с цифровыми технологиями. В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет и имеют достаточное количество разнообразной технической базы. И это даёт учителю огромные возможности в своей педагогической деятельности. Подготовка к любому уроку с использованием новых средств обучения, конечно, кропотливая работа, которая требует тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом, как для учителя, так и для ученика

  На сегодняшний день создание качественных и эффективных электронных дидактических  ресурсов (ЭДР) является одной из главных задач в области цифровизации образования. Цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы как педагогами для проведения уроков, так и учащимися для самостоятельной подготовки и использования их в качестве справочных материалов.

Электронным дидактическими ресурсом (ЭДР) является цифровое пособие, которое позволяет реализовать воздействие на ученика в соответствии с его особенностями восприятия и предложить ему работу подходящего уровня сложности. Использование электронных дидактических  ресурсов на уроках позволяет повысить мотивацию к предмету и раскрыть интеллектуальный потенциал школьников, за счет широкого спектра возможностей. Разработка и применение в работе учителя электронных дидактических ресурсов дает ему возможность тратить меньшее количество времени на подготовку к учебным занятиям и значительно разнообразить традиционные уроки.

Создание электронного дидактического ресурса – это процесс, который сводится к организации учебного материала так, чтобы ученики могли самостоятельно изучить его, выполнить определенные упражнения и виды другой деятельности для освоения этого материала, приобрести практические навыки и выполнить контрольные мероприятия по проверке усвоения материала. Следует отметить, что при разработке электронного дидактического ресурса следует учитывать некоторые требования.

Электронный дидактический ресурс может содержать систему компьютерных заданий, справочную информацию, изучаемое содержание (с использованием текста, графики, анимационных сюжетов и др.), контрольные материалы. В нем целесообразно иногда включать программные модули, обеспечивающие обратную связь с учащимися. Содержание деятельности, организуемой с помощью электронного ресурса, должно соответствовать усваиваемым знаниям. Так, если программа нацелена на формирование умения воспроизводить излагаемый в программе материал, то организацию деятельности следует вести по алгоритму, отвечающему авторской версии составителя программы. И наоборот, если предполагается формирование умения решать творческие задачи, то должна быть предусмотрена возможность полной самостоятельности, тогда в этой ситуации он выступает лишь в роли «банка» подобных творческих заданий и исходного материала для их составления.

Структура организации электронного дидактического ресурса должна быть такова, чтобы ученик осознал личностную значимость содержащейся в программе информации, а предлагаемые компьютерные операции были адекватны степени владения компьютером. Также при разработке нужно учитывать и опираться на интересы учащихся, среди которых познавательные интересы, профессиональные склонности, а также включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения научных и практических проблем.

Большое значение при разработке электронного дидактического ресурса необходимо уделять удобствам работы ученика и учителя, поэтому требуется учитывать функциями которые смогут обеспечить  сервис, простоту использования, надежность, возможностью легкого возврата на исходные позиции (что снимает стрессогенные факторы) и т.д. Во многом это достигается продуманной системой навигации и хорошо разработанной системой помощи при работе.

Еще одни основным требованием является организация взаимодействия между учениками и учителем, а также между самими учащимися. Именно организация такого взаимодействия дает хорошие результаты обучения.

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных дидактических  ресурсов нового поколения.

Список литературы

  1. Ожерельева Т. А. Управление сетевыми учебными ресурсами // Управление образованием: теория и практика, 2013. № 2. С. 112-116.
  2. Павлов А. И. Информационные ресурсы в образовании // Международный журнал экспериментального образования, 2014. № 5. С. 74-78.
  3. Бутко Е. Я. Формирование информационных образовательных ресурсов // Образовательные ресурсы и технологии, 2015. № 4 (12). С. 17-23.
  4. Мордвинов В. А., Цветков В. Я. Электронные информационные образовательные ресурсы // Славянский форум, 2016. № 2 (12). С. 156-163.
  5. Кулагин В. П., Найханов В. В., Овезов Б. Б., Роберт И. В., Кольцова Г. В. Юрасов В. Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Янус-К, 2004. 248 с.
  6. Тымченко Е. В. Структуризация информационных образовательных ресурсов // Управление образованием: теория и практика, 2014. № 3 (15). С. 181-188.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary