Одним из важных условий сохранения здоровья человека является оптимальный режим двигательной физической активности, которая оказывает непосредственное влияние на поведение, деятельность, физическое и психическое состояние [1].
В сложившихся условиях пандемии реализация образовательного процесса в вузе все больше осуществляется с использованием дистанционного обучения, что приводит к нерациональному распорядку дня, неравномерной учебной нагрузке, работой за компьютером, ограничением времени для занятий на свежем воздухе, и, соответственно, снижению занятиями физическими упражнениями.
Физическая активность - индивидуальная деятельность студентов, направленная на сохранение и поддержание высокого уровня физического развития и здоровья. Известно, что «систематическое удовлетворение потребности в движении приводит к тому, что необычные для повседневной жизни психические и физические напряжения становятся не только привычными, но и необходимыми для человека» [2].
Организация физической нагрузки вне вуза в виде самостоятельных занятий может стать одним из необходимых условий для восполнения недостатка физической активности.
«На основе этой потребности формируется мотивация к самостоятельным занятиям спортом. Таким образом, постоянное развитие и поддержание потребности в движении выступает главной специфической задачей физического воспитания» [3].
При выявлении уровня физической активности, а также факторов, ее снижающих, в основу были приняты результаты анкетирования студентов 2 курса журналистики, а психологического теста «Самочувствие, активность, настроение» (САН) [4]. Цель исследования: изучить степень влияния самостоятельной физической активности на психическое и физическое здоровье студентов в условиях самоизоляции.
Задачи исследования: выделить группы факторов, оказывающих влияние на снижение физической активности студентов; определить мотивы студентов группы к занятиям физической культуры в условиях пандемии; выявить направленность самостоятельных физических упражнений студентов.
Респондентами выступили студенты 2 и 3 курса факультета журналистики Института социальных и гуманитарных наук ФГБОУ «Вологодский государственный университет» в количестве 48 человек. Результаты анкетирования показали, что у 86% респондентов снизилась физическая активность при переходе на дистанционный формат обучения. Кроме того, студентам группы было предложено принять участие в прохождении теста «Самочувствие, активность, настроение» (САН). Авторы теста Н.А. Лаврентьева, В.А. Доскин, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай [4].
Испытуемым необходимо было 3 раза в неделю в течение 3 недель выполнять свой комплекс упражнений и заполнять показатели состояния в таблицу. После контрольного периода студенты проходили тест повторно.
На основании обобщенных сведений было выявлено, что в данный период самостоятельной физической активности собственная масса тела студентов уменьшилась на 1,2 кг, Объем нагрузки вырос после первых трех недель, количество повторений упражнений возросло, а пульсовые показатели уменьшились. (см. таблицу).
Показатели состояния студентов |
Сведения параметров |
|
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
|
Изменения исходной массы тела в процессе занятий, кг |
0 |
1,5 |
Общий объем занятия, мин |
45 |
1 час |
Количество повторений упражнений, раз |
10 |
20 |
Величина ЧСС под воздействием нагрузки,уд/мин |
144 |
132 |
Самочувствие, балл |
28 |
48 |
Активность, балл |
25 |
70 |
Настроение, балл |
18 |
64 |
Наиболее востребованными видами физической активности среди студентов в период пандемии вне вуза стали силовой фитнес и занятия на тренажерах.
Силовой фитнес – это комплекс интенсивных упражнений, каждое из которых обеспечивает проработку определенных мышц тела. Данный универсальный вид физической активности подходит для студентов с разным уровнем физической подготовленности. Организация силового фитнеса предполагает разработку программы силовых тренировок, включающий тренировочные комплексы упражнений на группы мышц. Второе направление физической активности - занятия на тренажерах, Тренажёры применяются как дополнение к традиционным занятиям физическими упражнениями и спортом, избирательно действуют на различные части тела, мышечные группы, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляют и способствуют их развитию.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Результаты анкетирования показали, что у 86% респондентов снизилась физическая активность при переходе на дистанционный формат обучения.
2. Снижение физической активности студентов связано с личностными, организационными, содержательными причинами.
3. По результатам проведенного эксперимента выявили, что при системной физической активности в условиях пандемии масса тела у студентов снижается, настроение после занятий оценивается как оптимальное. Физические упражнения положительно влияют на психофизическое здоровье студентов.
4. Наиболее востребованными физическими активностями среди студентов остаются силовой фитнес и занятия на тренажерах.
Список литературы
- Тест САН (опросник самочувствия, настроения, активности) // Experimental Psychic – портал о практической психологии [Электронный ресурс]. URL: https://experimental-psychic.ru/test-san/ (дата обращения: 17.08.2020)
- Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта: учеб. пособие для СПО. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 269 с.
- Психология физического воспитания и спорта: учебник для студ. учрежд. высш. образов // А.В. Родионов [и др.]. М.: Академия, 2020. 318 с.
- Евсеев В.В., Волкова Л.М. Физическая культура в студенческой среде и мотивация занятий спортом // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. / ред. Р.А. Юсупов, Б.А. Акишин. Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2018. С. 20–22.