Лечебная физкультура (ЛФК) представляет собой специализированную область физической культуры, нацеленную на улучшение здоровья и восстановление функциональных возможностей организма через целенаправленное использование физических упражнений. В контексте высшего образования, где студенты подвергаются значительным умственным нагрузкам и часто ведут малоактивный образ жизни, внедрение ЛФК в программы физического воспитания играет критически важную роль[3].
ЛФК помогает предотвратить развитие заболеваний, связанных с сидячим образом жизни, таких как остеохондроз или гипертония, укрепляя сердечно-сосудистую и опорно-двигательную системы. Это особенно важно для студентов, которые проводят много времени за письменными столами или компьютерами.
Кроме того, физическая активность улучшает кровообращение, включая кровоснабжение мозга, что способствует повышению концентрации, улучшению памяти и общей умственной работоспособности. Это может быть особенно полезно в периоды интенсивных учебных нагрузок, таких как сессии.
Физические упражнения, включенные в ЛФК, также играют значительную роль в регулировании эмоционального состояния студентов. Регулярные занятия способствуют выработке эндорфинов, снижая уровень стресса и улучшая настроение. Это особенно важно для студентов, которые могут испытывать стресс и тревогу из-за учебы и социальных ожиданий[2].
ЛФК также способствует социализации и адаптации студентов в университетской среде. Групповые занятия могут помочь студентам налаживать социальные контакты, что особенно важно для первокурсников и иностранных студентов.
Внедрение ЛФК в студенческую жизнь не только способствует текущему улучшению физического и психологического благополучия, но и закладывает основу для здорового образа жизни в будущем. Это делает ЛФК незаменимым компонентом физического воспитания в вузах, направленным на повышение качества жизни и академической успешности студентов.
Лечебная физическая культура, базирующаяся на последних достижениях физиологии, морфологии, биохимии и клинической медицины, изучает влияние различных средств физической культуры (физические упражнения, динамические и атлетические игры, закаливающие факторы, массаж) на организм ослабленного и больного человека, разрабатывает конкретные стратегии и способы использования ресурсов на различных этапах лечения и реабилитации. Характерной особенностью лечебной физкультуры по сравнению с другими подходами к оздоровлению, лечению и реабилитации является то, что в ней в качестве основного оздоровительного средства используются физические упражнения, являющиеся модификацией природного врожденного качества человека мышечной активности, которая является основным стимулятором процессов роста, развития и формирования организма[5].
ЛФК - это образовательный процесс, который требует сознательного отношения к физической активности и предполагает активное участие обучающегося в процессе лечения и реабилитации.
Объектами физиотерапии являются люди с индивидуальными особенностями и текущим функциональным состоянием их органов. Это определяет индивидуальные особенности средств и методов физиотерапии, а также объем движений, выполняемых во время физиотерапии.
Лечебная физическая культура как лечебно-педагогический процесс имеет перечень принципиальных специфик и признаков, а именно:
- в процессе упражнений студент сам интенсивно участвует в своем исцелении, формируя новые или оттачивая уже имеющиеся психомоторные навыки и качества;
- она основана на использовании физиологических и биологических факторов физической активности;
- это многофункциональный метод, так как нет ни одного органа, который не реагировал бы на движение;
- при целенаправленной организации методических, а также самостоятельных занятий и внедрении прогрессивной методики она не производит никаких деструктивных и нежелательных воздействий;
- ее можно и необходимо применять продолжительно, постепенно решая поставленные лечебно-профилактические и общеоздоровительные задачи.
Программы физического воспитания в высших учебных заведениях часто сталкиваются с рядом вызовов, которые могут уменьшать их привлекательность и эффективность для студентов. Одним из основных недостатков является однообразие и ограниченность предлагаемых видов спорта, которые не всегда соответствуют интересам и физическим возможностям всех студентов. Это может привести к снижению участия и интереса к занятиям[1].
Кроме того, многие программы не учитывают индивидуальные медицинские ограничения или особенности здоровья студентов, что делает участие в них затруднительным для людей с хроническими заболеваниями или физическими недостатками. Это создаёт барьеры для полноценного включения всех студентов в физическую активность.
Недостаток квалифицированных инструкторов также является серьёзной проблемой. Без специалистов, способных разработать и провести разнообразные программы, адаптированные под конкретные нужды студентов, многие занятия остаются стандартными и не в полной мере эффективными.
Отсутствие мотивации среди студентов, воспринимающих физическое воспитание как обязанность, а не как возможность для улучшения здоровья, усугубляет ситуацию. Многие программы не умеют показать пользу регулярных занятий или предложить привлекательные и инновационные подходы, которые могли бы вдохновить студентов на активное участие[2].
Инфраструктурные ограничения, такие как нехватка спортивных площадок или современного оборудования, дополнительно ограничивают возможности для проведения качественных и разнообразных физических занятий.
Эти проблемы требуют комплексного подхода к реформированию физического воспитания в вузах, включая пересмотр содержания программ, подготовку квалифицированных преподавателей, улучшение инфраструктуры и разработку мотивационных стратегий для студентов. Внедрение элементов лечебной физкультуры может стать одним из путей решения этих проблем, предлагая более индивидуализированные и гибкие подходы к физическому воспитанию.
В заключение необходимо упомянуть, что внедрение лечебной физической культуры в образовательный процесс поспособствует общему укреплению здоровья студентов. Занятия ЛФК также смогут оказать положительное воздействие на физиологию обучающихся: активизируют кровообращение, дыхание, улучшат обмен веществ, окажут положительное влияние на нервную и эндокринную системы организма поэтому они необходимы восстанавливающимся после травмы студентам или студентам с хроническими заболеваниями. ЛФК является основным средством реабилитации.
Список литературы
- Ильницкая Т.А., Сень С.В., Ковалева Т.В., Кузнецова З.В. Комплекс оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни студентов, отнесенных к специальной медицинской группе. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2021. №4 (194). С. 165-169
- Ковалева Т.В., Ильницкая Т.А. Организация практических занятий физической культурой со студентами, относящимися к специальным медицинским группам. В сборнике: Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики. Материалы национальной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 265-271
- Ильницкая Т.А., Ковалева Т.В. Физическое воспитание как фактор повышения эффективности обучения. В сборнике: Качество высшего образования в аграрном вузе: проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам учебно-методической конференции. Отв. за вып. Д.С. Лилякова. 2019. С.326-328
- Кузнецова З.В., Славинский Н.В. Влияние реализации учебных программ по физической культуре на умственную деятельность студентов. В сборнике: Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики. Материалы национальной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 297-301
- Харьковская А.Г., Ильницкая Т.А., Сень С.В., Кузнецова З.В. Инновационные оздоровительные и реабилитационные технологии проведения практических занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. №2 (192). С. 349-352