Актуальность физического воспитания в современной системе образования обусловлена комплексом взаимосвязанных факторов, угрожающих здоровью отдельной личности. На сегодняшний день, наблюдается устойчивая тенденция к снижению общего уровня здоровья населения, особенно среди молодого поколения. Это проявляется в увеличении числа хронических заболеваний, таких как ожирение, сердечно-сосудистые патологии, заболевания опорно-двигательного аппарата, диабет второго типа, и значительно снижает качество жизни и трудоспособность граждан. Поэтому необходимо постоянное совершенствование методов и программ физического воспитания, обеспечение доступности спортивных секций и улучшение материально-технической базы образовательных учреждений.
Цель исследования – анализ роли физического воспитания в качестве ключевого компонента системы образования.
Методы исследования – анализ научно-методической литературы и материалов, анализ, синтез и обобщение полученных данных.
Организация исследования физического воспитания в системе образования: определение цели исследования, выбор методологии, проведение педагогического эксперимента с целью выявления взаимосвязи между явлениями, анализ исследуемого материала, обобщение и систематизация результатов исследования.
Результаты проделанной работы – физическое воспитание, неотъемлемая часть образовательного процесса, которое призвано обеспечить всестороннее развитие личности, укрепление здоровья и подготовку молодого поколения к активной жизни в современном обществе. В России эта система унаследовала богатый опыт советской школы физического воспитания, адаптировав его к современным реалиям.
Теоретические основы и практические методы физического воспитания в СССР были направлены на формирование гармонично развитой личности, готовой к труду и обороне Родины. Сегодня, в условиях стремительного развития технологий и изменившихся социальных условий, перед системой физического воспитания стоят новые задачи [4]:
- профилактика заболеваний, укрепление иммунитета, формирование здорового образа жизни;
- развитие таких физических качеств, как сила, выносливость, гибкость, координация, быстрота;
- развитие коммуникативных навыков, умение работать в коллективе, преодолевать трудности;
- улучшение когнитивных функций, повышение умственной работоспособности;
- формирование волевых качеств, дисциплины, ответственности.
Научные исследования подтверждают, что регулярные физические упражнения оказывают положительное воздействие на все системы организма [1]:
- снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний;
- увеличивает объем легких, улучшает газообмен;
- укрепляет кости и суставы, снижает риск возникновения остеопороза;
- улучшает память, концентрацию внимания, снижает уровень стресса;
- нормализует гормональный фон, улучшает обмен веществ.
Занятия физической культурой и спортом способствуют формированию таких важных качеств личности, как дисциплинированность, целеустремленность, ответственность, умение работать в коллективе, взаимовыручка, уважение к сопернику, умение проигрывать и побеждать.
Современные подходы к физическому воспитанию основываются на следующих принципах [2]:
- принцип личностно-ориентированного образования (индивидуальность и самобытность, которая позволяет реализовать весь творческий потенциал ученика);
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода в обучении (в основе лежат индивидуальные особенности обучающихся);
- принцип всестороннего и гармоничного развития личности (всем аспектам, влияющим на развитие личности, уделяется равное количество времени);
- принцип связи физического воспитания с практикой жизни (помогает подготовить человека к активной жизнедеятельности – трудовой, военной и т.д.);
- принцип оздоровительной направленности (физическое воспитание, прежде всего, должно укреплять и совершенствовать здоровье человека).
Образование, как и физическое воспитание, на современном этапе жизни общества стремительно развивается и не стоит на месте. Традиционные методы занятий физической культуры и спорта уступают место новым, современным способам организации физического процесса. Для этого используются инновационные, передовые технологии, научные открытия, интерактивные занятия с виртуальной реальностью, новейшие спортивные тренажеры и инвентарь.
Данные методы и способы направлены на самостоятельный выбор учеников конкретного вида активной деятельности, который им будет интересен. Такой подход призван повышать мотивацию обучающихся к образовательному процессу, а также увеличивать заинтересованность к физической культуре и спорту.
Как уже было отмечено ранее, в современных реалиях, большое внимание уделяется развитию индивидуальных способностей учащихся. Это позволяет обучающимся сделать самостоятельный выбор определенного вида спортивной деятельности, который им наиболее интересен. Образовательные организации, на сегодняшний день, предоставляют ученикам широкий выбор секций и кружков, начиная от классических видов спорта, таких как легкая атлетика, плаванье, борьба, смешанные единоборства, баскетбол, волейбол и т.д., заканчивая – йогой, танцами, стрельбой и многое другое [3].
С помощью современных тенденций создаются и разрабатываются новейшие технологии по физическому воспитанию, которые оказывают помощь людям всех возрастов в достижении оптимальной физической нормы. Одним из ключевых этапов развития физического воспитания является ее интеграция во все сферы жизни общества. Физическая активность стала неотъемлемой частью каждого из нас, независимо от возраста, статуса или положения.
Таким образом, физическое воспитание улучшает настроение, здоровье, способствует укреплению иммунитета, развивает выносливость, силу, гибкость и скорость, развивает умственные способности, снижает уровень стресса, прививает любовь к себе и повышает качество жизни. Необходимость улучшения системы физического воспитания и условий для занятия спортом, физической культуры в образовательных организациях – залог создания сильного, здорового подрастающего поколения.
Выводы:
- Физическое воспитание, неотъемлемая часть образовательного процесса, которое призвано обеспечить всестороннее развитие личности, укрепление здоровья и подготовку молодого поколения к активной жизни в современном обществе.
- Занятия физической культурой и спортом способствуют формированию таких важных качеств личности, как дисциплинированность, целеустремленность, ответственность, умение работать в коллективе, взаимовыручка, уважение к сопернику, умение проигрывать и побеждать.
- Регулярные физические упражнения оказывают положительное влияние на такие системы организма, как сердечно-сосудистая, легочная, опорно-двигательная.
- Современные подходы к физическому воспитанию основываются на принципах личностно-ориентированного образования, индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, всестороннего и гармоничного развития личности, связи физического воспитания с практикой жизни и оздоровительной направленности.
- Современные способы организации физического процесса направлены на самостоятельный выбор учеников конкретного вида активной деятельности, который им будет интересен. Такой подход призван повышать мотивацию обучающихся к образовательному процессу, а также увеличивать заинтересованность к физической культуре и спорту.
Список литературы
- Гаврилов, Н. В. Роль физической культуры в жизни студента / Н. В. Гаврилов // Вестник науки и образования. – 2022. – № 5-1 (125). – С. 95–97
- Казначеев, В. А. Физическая культура как способ формирования здорового образа жизни студентов в высших учебных заведениях / В. А. Казначеев // Вестник Самарского юридического института. – 2018. – № 2 (28). – С. 120–123
- Прибыток, А. К. Физическая культура и спорт в системе высшего образования / А. К. Прибыток // StudNet. – 2020. – № 11. – С. 606–612
- Ткаченко, Я. В. Физическая культура в системе современного образования / Я. В. Ткаченко // Научные известия. – 2022. – № 28. – С. 240–244