Для предотвращения кризисных явлений в коммерческой деятельности, каждому предприятию для обеспечения устойчивого экономического роста нужно развивать деловую активность, которая призвана способствовать минимизации риска неудач в условиях экономической нестабильности и конкуренции. Рентабельность предприятия определяет жизнеспособность предприятия, его возможности обеспечивать интересы инвесторов, конкурировать с другими предприятиями. Чем высокий коэффициент рентабельности, тем эффективнее деятельность предприятия. Рентабельность продаж является ключевым относительным показателем, по которому можно судить об эффективности деятельности организации. Данный показатель рассчитывается путем деления прибыли от продаж на выручку и отражает прибыль, приходящуюся на рубль выручки.
Цель данного исследования – поиск путей повышения рентабельности коммерческой деятельности.
Предмет исследования – рентабельность коммерческой деятельности предприятия.
Теоретической основой исследования послужили труды российских ученых, таких как Абрютина М.С., Савицкая А.Г.Д. и др.
Коммерция (коммерциум) – слово латинского происхождения, в переводе – торговля. Торговля – это приобретение и сбыт (продажа) товаров. В узком смысле слова торговля включает ряд покупок и продаж[1].
Следует отметить, что коммерция имеет место не только в сфере товарного обращения, поскольку в условиях рыночных отношений кроме товаров и услуг продаются и деньги, и новые технологии, и продукты интеллектуального труда, и другие реальные стоимости.
Основная цель коммерции – извлечение прибыли. Однако прибыль, полученная в коммерческой деятельности, может использоваться на развитие и расширение предпринимательства для более полного удовлетворения потребностей общества.
Таким образом, коммерческая деятельность представляет собой совокупность правовых, финансово-экономических и организационных знаний и действий, направленных на совершенствование процессов купли-продажи товаров и услуг для удовлетворения спроса и получения ожидаемой прибыли.
Рентабельность является основным показателем, который позволяет оценивать эффективность экономической деятельности с точки зрения отдачи финансовых вложений. Сущность показателя «рентабельность» заключается в определение размера прибыли, который позволяет получить каждый рубль понесенных затрат. Рентабельность призвана характеризовать приток капитала по отношению к понесенным затратам (авансированным средствам, объему реализации)[2].
В соответствии со значением уровня рентабельности, можно дать оценку долгосрочному благополучию предприятия, то есть способности предприятия к получению достаточной прибыли на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, которые вкладывают денежные средства в собственный капитал организации, этот показатель представляет собой надежный индикатор.
Рентабельность продаж – показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. При этом в качестве финансового результата в расчете могут использоваться различные показатели прибыли, что обуславливает существование различных вариаций данного показателя[3].
Если у предприятия постоянно растет выручка, это рассматривается как положительное явление. Однако рост выручки не всегда в конечном итоге означает рост прибыли. Ведь именно получение чистой прибыли, а не рост выручки является целью деятельности каждого предприятия. Если расходы предприятия будут расти гораздо большими темпами, чем увеличивается выручка, это означает лишь одно – прибыль компании падает. Для оценки коммерческой деятельности предприятия можно использовать рентабельность продаж.
Показатель рентабельности продаж рассчитывается как коэффициент, отражающий долю чистой прибыли компании к ее выручке за определенный период. Иными словами, это та сумма прибыли, которую приносит каждый вложенный в бизнес-процесс рубль.
Зная данные расчета, руководитель сможет оценить эффективность отдела сбыта (продаж), динамику развития бизнеса в целом, произошел ли рост эффективности деятельности (или же наблюдается тенденция спала). Этот показатель наилучшим образом отражает самый важный аспект деятельности всех предприятий торговой сферы – насколько хорошо реализуется продукция (товары, работы, услуги). Также этот показатель используют и для сравнения собственной работы отдела продаж за несколько периодов, а также для сравнения с конкурентами той же сферы.
Показатели рентабельности могут заинтересовать не только внутренних пользователей, но и внешних. Так, налоговые органы могут сравнивать показатели рентабельности по предприятию (используя данные отчетности) за несколько периодов, а также со среднестатистическим значением при планировании выездных налоговых проверок.
Коэффициент рентабельности продаж в наилучшем виде отражает текущее состояние бизнеса, умение эффективно и с наибольшей выгодой для компании управлять имеющимися ресурсами. Его в обязательном порядке следует анализировать при планировании бизнес-процессов на текущую и долгосрочную перспективы[4].
Правильный анализ этого показателя позволяет своевременно скорректировать ценовую политику, эффективно продвигать на рынке те или иные товары, определять ассортимент продукции, позволяя избегать убытков при производстве тех товаров, которые мало пользуются спросом и, соответственно, приносят меньше прибыли. Также показатель используется при планировании производства новых продуктов.
Для анализа эффективной деятельности принято вычислять операционную, валовую и полную рентабельность – все зависит от того, какие данные используются для расчета. При сравнении показателей деятельности с конкурентами рассчитывается валовая рентабельность, а для изучения своего производства – операционная рентабельность.
Нормативного значения рентабельности продаж не существует. Ведь для каждого вида деятельности существуют свои показатели рентабельности Однако, возможно рассчитать среднестатистические показатели рентабельности – их как раз и используют налоговики при планировании выездных налоговых проверок.
В целом, общепринято считать, что показатели коэффициента в диапазоне от 1 процента до 5 процентов означают низкую рентабельность, от 5 до 20 процентов – средняя, и выше 20 процентов – предприятие высокорентабельное.
Если фирма получила при расчете нулевое или отрицательное значение –то предприятиями является убыточным. Необходимо следить за тем, чтобы таких значений не было в течение нескольких периодов – это свидетельствует о возможном банкротстве предприятия.
В ходе цикла производства на уровень рентабельности оказывают влияние определенные факторы, которые могут быть разделены на внешние, связанные с влиянием на деятельность организации государства, рынка, географического положения, и внутренние (внепроизводственные и производственные).
Сперва рассмотрим факторы, которые имеют непосредственную связь с деятельностью организации, которые она имеет возможность менять и регулировать в соответствии с поставленными перед предприятием целями и задачами, то есть внутренние факторы (производственные и внепроизводственные).
Во внепроизводственные факторы включаются:
– снабженческо-сбытовая деятельность, то есть своевременность и полнота выполнения покупателями и поставщиками обязательств перед организацией, их удаленность от организации, стоимость перевозки до места назначения и т.д.;
– санкции и штрафы за не точность или несвоевременность выполнения определенных обязательств организации, к примеру, штрафы в налоговые органы за несвоевременные расчеты с бюджетом;
– социальные условия трудовой деятельности и быта сотрудников;
– финансовая деятельность организации, то есть управление заемным и собственным капиталом в организации, деятельность на фондовом рынке, участие в иных организациях и т.д.
Как известно, производственный процесс включает три элемента: средства труда, трудовые ресурсы и предметы труда. В этой связи выделяются такие факторы производства, как использование и наличие средств труда, трудовых ресурсов и предметов труда. Эти факторы представляют собой основные факторы роста прибыли и рентабельности организации.
Воздействие факторов производства на результат деятельности можно оценить с двух точек зрения: в качестве экстенсивного и в качестве интенсивного. Экстенсивные факторы имеют связь с изменениями в количественных параметрах элементов производственного процесса, к ним отнесены:
– изменения объема и времени работы средств труда, то есть, к примеру, приобретение дополнительных машин, станков и т.д., строительство новых помещений и цехов либо увеличение времени функционирования оборудования для увеличения объемов выпуска продукции;
– изменения количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, то есть рост запасов, значительная доля отходов и брака в объеме производимой продукции.
Интенсивные факторы производства имеют связь с ростом качества использования факторов производства. К ним отнесены:
– повышение качественных характеристик и производительности оборудования, то есть своевременность замены оборудования на более современное с большим уровнем производительности;
– применение прогрессивных материалов, усовершенствование технологии обработки, повышение оборачиваемости материалов;
– повышение квалификации рабочих, понижение трудоемкости продукции, усовершенствование организации трудовой деятельности.
Помимо внутренних факторов, на рентабельность организации косвенно воздействуют и внешние факторы, не зависящие от деятельности организации, однако часто довольно серьезно влияющие на результат ее деятельности. Это конкуренция и спрос на продукцию организации, то есть существование на рынке платежеспособного спроса на продукцию компании, наличие на рынке компаний - конкурентов, которые производят аналогичный по потребительским свойствам товар.
Анализ уровня рентабельности всякой организации требуется для того, чтобы выявить определенные резервы и пути повышения рентабельности этой организации. Особо важный и серьезный фактор путей повышения рентабельности всякой организации в сегодняшних рыночных условиях – это работа, направленная на сбережение ресурсов. Это влечет за собой снижение себестоимости выпускаемой продукции и снижение затрат, а значит, рост прибыли. Уменьшение затрат на выпуск продукции представляется возможным, вследствие:
– снижения материалоемкости продукции, что может быть достигнуто с помощью внедрения новых, еще более экономных конструкций
– применения конкретных технологий, которые направлены на сбережение ресурсов, малоотходных технологий, информационных технологий и современных форм амортизации
– вторичное использование ресурсов, включая, регенерацию, утилизацию отходов, сбор, заготовку, использование и восстановление отходов
– повышение производительности трудовой деятельности, поддержание и создание позитивной обстановки в рабочем коллективе
Помимо этого, пути повышения рентабельности предполагают:
– увеличение объема продаж готовой продукции с улучшенным качеством
– расширение объема выпуска и всей деятельности организации
– поиски новых поставщиков на условиях, которые являются более выгодными для закупки более дешевого сырья и материалов
– улучшение сбытовой политики, возможное понижение цен, разработка систем дисконтов и скидок для продажи запасов
– поиск новых сбытовых рынков благодаря политике в области маркетинга
– осуществление разных конкурсов, акций, совершенствование рекламы для реализации товаров потребителям
– постоянное улучшение методов работы в организации.
Итак, для каждой организации имеются собственные пути увеличения рентабельности, включая понижение себестоимости производимой продукции, повышение объема ее продаж, увеличение результативности работы в организации, большая рациональность использования внеоборотных и оборотных активов, а также собственного или заемного капиталов.
[1] Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие /Ф.Г.Панкратов. – М.: Изд-во Дашков и Ко, 2015. – 503 с
[2] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017.
[3] Абрютина М.С. Анализ финансово–экономической деятельности организации: учебник / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – М.: Дело и сервис, 2018.
[4] Анализ финансово–экономической деятельности организаций: учебник / Н.П. Любушкин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова; Под ред. Н.П. Любушкина. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2017.
Список литературы
- Абрютина М.С. Анализ финансово–экономической деятельности организации: учебник / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – М.: Дело и сервис, 2018. – 290 с.
- Анализ финансово–экономической деятельности организаций: учебник / Н.П. Любушкин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова; Под ред. Н.П. Любушкина. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – 269 с.
- Банк В.Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк. – М.: Велби, 2017.– 344 с
- Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / Н.П. Любушкин. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 445 с.
- Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие /Ф.Г.Панкратов. – М.: Изд-во Дашков и Ко, 2015. – 503 с.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 284 с.