Особенности индивидуального подхода в двигательной активности детей с овз в образовательном процессе

Особенности индивидуального подхода в двигательной активности детей с овз в образовательном процессе

В статье проанализирована и рассмотрена роль двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) школьного возраста. Приведены примеры комплексного подхода в двигательной активности детей с ОВЗ в образовательном процессе. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу в практической игровой деятельности для развитии необходимых навыков.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (69), июнь ‘22

Дата публицакии 10.06.2022

Поделиться

В настоящее время, исходя из целого ряда причин, отмечается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. В условиях модернизации российского образовательного процесса особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [3].

Дети с ОВЗ – это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, при выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. У таких детей слабо развита эмоционально – волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, негативизме, раздражительности или, наоборот, апатичности. Главное направление моей работы как специалиста – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социуме [2].

Среди многих факторов, оказывающих положительное влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность, при этом используются физические упражнения не просто для укрепления здоровья и развития двигательных навыков, но и ставятся цели восстановления умственной работоспособности, снятие нервно-эмоциональных нагрузок и благотворное воздействие на психическое развитие ребенка. Работа по физическому воспитанию построена с учетом физической подготовленности каждого ребенка [1]. Основой для выявления уровня физического развития дошкольников, является диагностика состояния здоровья и уровня развития физических качеств детей.

Медико-психолого-педагогическая реабилитация детей играет очень важную роль. Начинать ее нужно как можно более раньше, от чего напрямую будет зависеть ее результативность, что подтверждается многочисленными научными исследованиями, проведенными в данной сфере, а также практическим опытом (российским и зарубежным).

На развитие опорно-двигательного аппарата детей положительное влияние оказывает двигательная активность. Формирующийся, развивающийся организм ребенка очень чувствителен к влиянию на него тех или иных физических упражнений. В случае высокой двигательной активности ребенка наблюдается достаточно быстрый рост костной ткани. Прочность костей тоже повышается. Физические упражнения, выполняемые ребенком на регулярной основе, усиливают сопротивляемость детского организма тем или иными болезням, и, по большому счету, они способствуют его укреплению. При этом возможность деформации скелета в случае регулярного выполнения различных физических упражнений, исключается (например, изменение формы ног, сколиоз, и так далее). Различные питательные вещества, очень важные для организма любого человека, переносятся, как известно, лимфой и кровью, а их количество повышается при выполнении человеком физических упражнений. Мышцы детей значительно укрепляются в случае высокого уровня двигательной активности.

Двигательная активность положительно сказывается на дыхании. То есть, развитие грудной клетки становится оптимальным. Происходит значительное укрепление дыхательных мышц. Повышается, в то же самое время, и степень ритмичности дыхания. Оно становится более глубоким. Кислород быстрее начинает поступать в кровеносные сосуды. Кроме того, в существенной степени повышается газообмен. Упрощается работа сердечно-сосудистой системы. Что касается вентиляции легких, то она тоже очень сильно улучшается. Легочное кровообращение улучшается. Повышается уровень эластичности легочной ткани.

Для детского организма крайне необходимым является хорошее его снабжение различными питательными веществами, которое значительно улучшается благодаря регулярному выполнению физических упражнений. Повышается эффективность работы сердечно-сосудистой системы. Сила сердечной мышцы достаточно сильно повышается, ее сокращение в условиях двигательной активности становится более энергичным. Общее количество крови повышается, а также более быстрым становится ее ток в кровеносных сосудах.

Вследствие двигательной активности мышцы брюшного пресса становятся более крепкими, ускоряются процессы поступления в детский организм различных питательных веществ. Активизируется функционирование  органов пищеварения, пищеварительные соки начинают выделяться более быстрыми темпами. Устраняются случаи запоров. Вместе с тем, в существенной степени улучшается моторная деятельность желудочно-кишечного тракта.

Обмен веществ в организме становится оптимальным благодаря регулярным физическим нагрузкам. Аппетит детей значительно улучшается, ткани детского организма начинают более быстро всасывать и усваивать различные пищевые вещества. Двигательная активность способствует формированию правильной осанки ребенка. Начинают активно развиваться навыки правильной ходьбы, стояния. Движения ребенка становятся более экономичными, а также более  ритмичными.

Условия, благоприятствующие успешному развитию разных систем и разных функций детского организма будут созданы в таком случае,  если ребенком будет соблюдаться оптимальный двигательный режим. В этом случае будет исключено возникновение у него умственного перенапряжения.

Формирование у ребенка адекватной самооценки играет очень важную роль. Также очень важным является формирование у ребенка различных волевых качеств.

В целях активного формирования у детей с ограниченными возможностями двигательной активности деятельности, для воспитания у них большого множества морально – волевых, а также двигательных качеств нами проводятся: утренняя зарядка, игры – упражнения для выступлений, психологические игры с речёвками и физическими упражнениями, физминутки на занятиях, подвижные игры на улице, новое введение релаксации, и так далее. Если содержание всех этих занятий, а также их практическая организация и проведение будут правильными, то тогда будет происходить хорошее развитие внимания, а также наблюдательности ребенка. При выборе физических упражнений, взрослый должен учитывать такие аспекты, как возраст детей, а также уровень их развития.

В ходе осуществления игровой, а также трудовой деятельности ребенок начинает учиться доводить начатое им дело до своего логического завершения, учитывать интересы других людей, соблюдать требования, предъявляемые со стороны родителя или педагога. Ребенок, конечно же, может отказываться осуществлять определенное действие, и здесь целесообразна будет подсказка со стороны педагога или родителя, которая поможет ребенку четко понять главную цель данного действия.

Выдвигаемые перед ребенком задачи становятся постепенно более сложными. В свою очередь, требования, которые предъявляются взрослым по отношению к ребенку, начинают постепенно возрастать.  Все это активизирует развитие и совершенствование у этого ребенка различных волевых качеств. Ребенок должен поверить в собственные возможности. Он не должен бояться каких-то краткосрочных неудач. Только в этом случае может происходить переход к выполнению этим ребенком каких-то более трудных заданий. Чтобы была сформирована адекватная самооценка, педагогическим работникам (родителям) необходимо на непрерывной основе  анализировать результаты детской деятельности, прежде всего, в таких ситуациях, если дети приложили большое количество своих усилий, и проявили со своей стороны значительное усердие.

Тем самым, с умственно отсталым детьми нужно как можно более раньше начинать соответствующие занятия (поначалу, в своей семье, и уже потом в специализированных детских организациях). В этом случае реабилитационный потенциал будет более высоким. Раннее начало физкультурных занятий имеет очень большое значение. Оно дает возможность укрепить у ребенка сохранные двигательные функции. Кроме того, раннее начало физкультурных занятий способствует получению ребенком необходимого двигательного опыта. Вместе с тем, исключается возникновение вторичных нарушений.

Следует подчеркнуть, что отсутствие у ребенка двигательной активности либо ее недостаточность, влечет за собой гиподинамию. Например, ухудшаются физические качества ребенка, происходят различные атрофические изменения в его ОДА, происходит функциональный сбой работы разных систем детского организма, сокращается биологическая потребность ребенка в двигательной активности, и так далее.

В занятиях по физическому воспитанию ребенка, прежде всего, необходимо развить у него большой интерес к получению главных двигательных навыков. Кроме того, очень важным является формирование и развитие в ребенка способности активно подражать движениям взрослых. Необходимо, чтобы такие занятия ориентировались на выполнение как общих задач, так и коррекционных. Только в ходе проведения такой работы ребенок может освоить оптимальные навыки психоэмоциональной разгрузки. У ребенка начинает развиваться необходимая готовность к обучению, а также к взаимодействию с другими людьми.

Таким образом, очень важная задача современного гражданского общества состоит в обеспечении эффективного и всестороннего развития детей с ОВЗ. Необходим поиск самых оптимальных и эффективных путей решения указанной выше задачи. Защита прав детей на развитие, исходя из своих персональных, личностных возможностей, является в настоящее время самостоятельной сферой деятельности, важными субъектами которой являются родители, психологи, педагоги, а также медицинские работники [4].

Комплексный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), при участии специалистов и родителей, позволяет детям раскрыть свой потенциал более объемно, приобрести необходимые знания и умения, опыт общения со сверстниками и взрослыми, и получить возможность подготовится к самостоятельной жизни в будущем.

Список литературы

  1. Кударинова А.С., Ашимханова Г.С., Туганбекова К.М., Рахметова А.М., Сериков Т.Ш. Формирование двигательной активности у детей с ограниченными возможностями // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 5. – С. 105-107
  2. Артемова Е.Э., Федорович Д.А. Двигательная деятельность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях современного образования // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 5. – С. 100-104
  3. Дудьев В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / В.П. Дудьев. – Барнаул: АлтГПУ, 2020. – 360 с. ISBN 978-5-88210-960-7
  4. Козырева Л.А. Развитие двигательных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – №28. – С. 45-52

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary