Двигательная активность человека представляет собой вид деятельности, который выражается в мышечной работе и определяет физическую работоспособность.
Двигательная активность состоит из отдельных движений и физических упражнений. Движение — это целенаправленное проявление активности человека, направленное на решение конкретной задачи.
В рамках учебной программы по физической культуре в школе ученики выполняют двигательные действия, которые направлены на решение специфических педагогических задач.
Существует огромное разнообразие двигательных действий, которые человек может выполнять. Любая деятельность человека, включая труд, целенаправленное физическое воспитание и образование по физической культуре, а также физическая подготовка, состоит из отдельных двигательных действий.
Каждое двигательное действие состоит из отдельных движений. Движение — это моторная функция организма. Обычно движения совершаются конечностями и другими частями тела. Существуют внутренние и внешние формы движений. Движения могут быть произвольными и непроизвольными. Произвольные движения не являются врождёнными, а контролируются волей и разумом человека.
По выражению И. П. Павлова, произвольные движения — это «движения, идущие от коры полушарий».
Каждое произвольное движение характеризуется определёнными признаками:
— движение всегда является функцией мозга и сознания;
— произвольные движения приобретаются в процессе жизни и обучения;
— в процессе выполнения произвольных движений человек изменяет свою природу и природу своего тела, сознательно организуя и направляя движение в нужное русло.
Термин «физическое упражнение» имеет два значения:
— во-первых, это определённые двигательные действия, которые используются в физической культуре для воздействия на организм с целью формирования телесной культуры;
— во-вторых, это действие или метод.
Можно сказать: «Я упражняюсь в этом двигательном действии», что означает, что это действие повторяется много раз.
Двигательные действия человека очень разнообразны и включают в себя трудовые, бытовые и другие аспекты активности. Не все двигательные действия можно назвать физическими упражнениями.
Физическое упражнение — это двигательное действие, которое выполняется с целью реализации задач физической культуры.
Таким образом, двигательное действие приобретает новое качество в виде физических упражнений, становится способным решать конкретные образовательные или воспитательные задачи в рамках физической культуры, выражая свою активную сторону.
Одно и то же двигательное действие в повседневной жизни человека может оставаться просто двигательным действием или же становиться физическим упражнением, решая специфические задачи физического воспитания.
Например, человек каждое утро встаёт с кровати, одевается и идёт за хлебом в магазин, который находится в 800 метрах от дома. Это двигательное действие, так как во время прогулки до магазина и обратно человек не решает специфических задач физического воспитания.
Почти то же самое происходит, когда человек каждое утро выходит из дома и для удовлетворения своих потребностей идёт до магазина пешком. В этом случае ходьба становится физическим упражнением, так как человек решает специфические задачи физической тренировки: применяет различные способы ходьбы, меняет темп и следит за дыханием.
Физические упражнения могут быть естественными и аналитическими.
Естественные физические упражнения заимствованы из трудовых двигательных действий человека и постоянно использовались в целях физического воспитания, практически не изменяясь на протяжении всей истории человечества. К ним относятся ходьба, бег, лазанье, перелазанье и т. д. Эти упражнения составляют основу двигательного опыта человека и служат средством передачи этого опыта из поколения в поколение.
Аналитические физические упражнения создаются путём анализа и осмысления.
Основатель теории и методики физической культуры и спорта П. Ф. Лесгафт впервые обратил внимание на возможность анализировать двигательные действия, выделять из них отдельные движения, сравнивать их между собой и сознательно управлять ими.
Анализ двигательных действий и движений также предполагает их синтез. При этом, используя отдельные элементы из разных двигательных действий, можно создавать комбинации движений.
Таким образом, в основе аналитических физических упражнений лежит теория П. Ф. Лесгафта о физическом образовании. В этом проявилась его великая прозорливость.
Дальнейшее развитие аналитических физических упражнений и видов спорта происходило на основе учения П. Ф. Лесгафта о физическом образовании. Все виды физических упражнений направлены на решение двигательных задач и достижение упражняемости. В процессе многократных повторений происходит улучшение двигательных навыков и развитие физических качеств.
Список литературы
- Пиянзин А.Н., Джалилов А.А. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/6171/1/PiyansinAN%201-05-16-eui-Z.pdf
- Абзалов Р.А., Абзалов Н.И. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА. URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1425963137/Kurs.lekcij.po.teorii.i.metodike.FKiS.pdf