ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТА

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

27

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (169), Май ‘24

Дата публикации 16.05.2024

Поделиться

В статье рассматривается взаимосвязь физических нагрузок и работоспособности студентов. Показаны средства физической культуры, способствующие эффективной интеллектуальной работоспособности студенческой молодежи в процессе их учебной деятельности.

В  современном мире приоритетным является умственный труд, что отражается в росте количества учебных заведений и расширении сферы услуг.
С развитием науки и техники пришли современные технологии, включая автоматизацию, компьютеризацию и робототехнику.
Современные подростки и молодежь все чаще проводят своё время за компьютерами, что приводит к ухудшению их физического и психического состояния. Однако, если раньше двигательная активность студентов ограничивалась лишь во время аудиторных занятий, то теперь с новыми технологиями, учащиеся мало двигаются, занимаясь учебой или работой, не отходя от компьютеров, смартфонов и остальной умной техники, сводящей объем физической нагрузки к минимуму. Изменение веса, нарушение осанки, плохое зрение и даже психические проблемы - все это становится частым явлением. Поэтому сегодняшняя актуальность заключается в необходимости физической активности для поддержания здоровья и подготовки к будущей профессии.
Исследования, проведенные в области проблемы, подтверждают, что активное участие в физической культуре и спорте играет значительную роль в формировании личности. Уравновешенное сочетание физических нагрузок и умственной деятельности способствует повышению эффективности учебы и работы, усиливает умственную и физическую работоспособность. В тоже время, длительное отсутствие физической активности приводит к уменьшению функций внимания, памяти, мышления и, следовательно, общей производительности.
Современное студенчество характеризуется высокой умственной нагрузкой и низкой физической активностью. Для повышения стрессоустойчивости студентов необходимо внедрить оптимальные физические нагрузки в учебный процесс. Такие занятия создадут благоприятные условия для сглаживания отрицательных воздействий окружающей среды на физическое и психологическое состояние студентов. Проведение физических упражнений и поддержание режима двигательной активности положительно скажется на психических процессах и поможет формировать умственную устойчивость к интеллектуальным задачам.
Для того чтобы улучшить работоспособность умственного центра, необходимо регулярно заниматься физическими упражнениями определенной интенсивности и продолжительности. Организм человека реагирует на физическую активность путем стимуляции центральной нервной системы через участие множества мышц в движениях. Это в свою очередь способствует поддержанию работоспособности нервных центров. При долгом использовании мозга для умственной деятельности, усиливается напряжение в мышцах скелета, что приводит к сильному умственному утомлению и мышечному напряжению.
Важно, чтобы студенты понимали, как важно заботиться о своем здоровье. Исследования показывают, что уровень двигательной активности студентов во время учебы составляет от 50 до 65 процентов. Этот процесс начинается с торможения, когда внимание и быстрота реакции у человека снижаются, а сосредоточенность уменьшается. Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют положительным изменениям в умственной работоспособности студентов на протяжении недели и года. Сознательное осознание важности физической активности для интеллектуальной деятельности поможет установить правильный режим дня и избавить организм от стрессовых ситуаций.
Упражнения улучшают настроение и общее состояние организма и напрямую влияют на уровень стресса.


1. Физическая активность увеличивает выработку эндорфинов, которые повышают чувство радости и счастья. В спорте этот гормон позволяет "почувствовать эйфорию спортсмена", любые упражнения, такие как игра в теннис или прогулка по парку, могут вызвать это чувство.


2. Упражнения могут облегчить стресс, имитируя реакцию «бей или
беги», одну из основных реакций организма на острый стресс, тем самым помогая всем системам организма вместе справляться с этой реакцией. В результате организм выделяет гормоны, активируя симпатическую нервную систему. Она стимулирует надпочечники, которые выбросывают адреналин и норадреналин. Эта цепочка приводит к увеличению ЧСС, АД и учащению дыхания.


3. Будь то футбол, плавание в бассейне и т.д. можно назвать медитацией в движении. Занимаясь спортом, многие люди обнаруживают, что забывают о повседневных неудобствах и обращают внимание только на движения тела. Если вы не перестанете контролировать ежедневный стресс с помощью физической активности, в большинстве случаев обратите внимание на эту проблему, и результат-энергия, а оптимизм поможет вам ясно, спокойно сосредоточиться на всём, что вы делаете.


4. После физических нагрузок улучшается сон. В целом, сон является наиболее важным процессом восстановления и релаксации. Нет ничего хуже потери сна, мозг продолжает усердно работать, увеличивая напряжение, не забывай об этом ни минуты. Упражнения улучшают сон, а это значит, что он снижает активность мозга в ночное время и улучшает отдых, а также снимает депрессию и стресс.


Исследование К. В. Волкова убедительно показало, что занятия спортом на свежем воздухе во время экзаменов способствуют высокой умственной работоспособности и успеваемости студентов. Физические нагрузки помогают отдыхать от умственного напряжения, как доказал знаменитый физиолог И. М. Сеченов. Эксперты выяснили, что активный отдых подходит не только для тела, но и для ума.
Важно соблюдать оптимальную физическую активность, менять виды занятий, уделять внимание здоровому питанию, проводить больше времени на свежем воздухе и нормализовать сон. При увеличении нагрузок на умственную и психологическую сферу в процессе обучения необходимо принимать меры для улучшения условий и режимов учебы, быта и отдыха студентов с использованием физических упражнений. Средства физической культуры могут включать в себя любую физическую активность - от простых прогулок и бега до регулярных занятий в спортивном зале или на тренажерах. 
Исследования показывают, что умственная работоспособность студентов снижается после второй пары учебных часов. Эффективной формой для активизации студентов в учебно-трудовом процессе является утренняя гимнастика. Она способствует быстрому приведению организма в рабочее состояние, улучшает кровообращение и лимфодренаж, ускоряет обмен веществ и выводит продукты распада. К физическим средствам поддержания здоровья также относятся санитарно-гигиенические условия, питание, режим сна и отдыха.
Для эффективного улучшения производительности важно не забывать о физических перерывах, которые следует делать каждые 2 часа после самостоятельной работы. Инструктор Н. Т. Перепелицын предлагает план физкультурной паузы, включающий 5-7 упражнений, таких как потягивание, наклоны назад, наклоны вперед, пружинистые приседания, наклоны в стороны, маховые движения и упражнения на координацию движений. Важно включать в упражнения работы ранее не задействованных мышц и упражнения на расслабление утомленных мышц для достижения наилучшего результата физкультурных пауз.
После завершения учебных занятий в течение 2-3 часов работоспособность студентов быстро восстанавливается почти до исходного уровня, но при самостоятельной подготовке она снова начинает снижаться. Чтобы учесть эту динамику, рекомендуется делать физкультурные перерывы: после 4 часов занятий — на 10 минут, а после каждых 2 часов самостоятельной подготовки — на 5 минут. Особенно полезно проводить эти перерывы на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении, когда начинают появляться признаки утомления.
Исследования указывают, что увеличение производительности на рабочем месте на 5–9 % достигается после 10-минутного перерыва для физических упражнений. В случае невозможности сделать физическую паузу, рекомендуется провести короткую микропаузу продолжительностью 1–3 минуты. Микропаузы могут включать в себя различные упражнения, такие как неглубокие мышечные сокращения, расслабление, движения головой и глазами, дыхательные упражнения, или даже ходьбу. Эти упражнения могут повторяться несколько раз по мере необходимости и индивидуально. Те, кто постоянно занимается спортом или физическими упражнениями, активно снимают стресс через двигательную активность, что способствует улучшению производительности и психическому здоровью.
Таким образом, физическая активность и спорт - это то, что поможет бороться с стрессом, усталостью и нервными нагрузками в повседневной жизни. Они становятся универсальным решением для всех, кто сталкивается с интенсивной умственной деятельностью.

Список литературы

  1. Аллянов Ю. Н., Письменский И. А. Физическая культура. М.: Юрайт, 2024. 451 с.
  2. Ангелова О. Ю. Основы инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта. Учебное пособие для СПО. М.: Лань, 2023. 102 с.
  3. Казантинова Г. М. Физическая культура студента. Учебник для вузов, 2-е изд. М.: Лань, 2024. 304 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее