Развитие логического мышления старших дошкольников средствами игровых технологий

Развитие логического мышления старших дошкольников средствами игровых технологий

В статье раскрываются вопросы развития мышления детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (42), декабрь ‘21

Дата публицакии 29.11.2021

Поделиться

В 21 веке, веке информационных технологий наиболее актуальной становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Воспитывать мобильную, креативную личность, умеющую принимать решения и нести за них ответственность, таков новый социальный заказ государства. Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой активности, самостоятельности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, поддержка инициативы и самостоятельности детей. Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Поэтому можно считать интересной проблему развития мышления у детей дошкольного возраста. Анализируя результаты анкетирования родителей, можно прийти к выводу, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию мышления у детей (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Для решения сложившейся проблемы определилась необходимость использования игровых технологий.

Игровые технологии это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат Цель игровой технологии Не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Работа была проведена с детьми старшей группы, возраста 5-6 лет. Всего в группе 24 ребенка. Нами было задействовано 20 детей, 11 девочек и 9 мальчиков. Все дети были открыты и заинтересованы на занятиях. Все включались в игру, никто не сидел на стульчиках. Дети смеялись, веселились, но при этом выполняли все задания.

Для развития логического мышления нами была использована программа. После проведения занятий в экспериментальной и контрольной группах была проведена диагностика. По методике «Последовательность событий» (автор: Н.А. Бернштейн), в контрольной группе 2 детей показали высокий результат. В экспериментальной группе 6 детей показали высокий результат. Средний результат в контрольной группе показали 3 ребенка и в экспериментальной 4 ребенка соответственно. Низкий уровень показали 5 детей в контрольной группе. В экспериментальной не выявлено детей с низким развитием мышления.

Результаты диагностики по методике «Что здесь лишнее» (автор: Р.С. Немов), по изучению уровня развития наглядно-образного мышления и организации деятельности, показали, что уровень мышления испытуемых повысился, большинство детей нашли лишнюю картинку без ошибок, или исправили ошибки после указания взрослого. Полученные результаты свидетельствуют о том, что высокий уровень сформированности мышления показали: дети из экспериментальной группы, в количестве 9 человек, а в контрольной группе, средний уровень показали 5 человек, 2 высокий, и 3 низких.

На контрольном этапе эксперимента по методике «Классификация» были получены следующие результаты: высокий уровень сформированности показали 9 детей, в экспериментальной группе, и не одного ребенка не оказалось в контрольной группе детей. Средний уровень был у 1 ребенка в экспериментальной группе, и 7 детей в контрольной. Низкий уровень был у 3 детей в контрольной группе.

Результаты диагностики по методике «Нелепицы», с помощью которой определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль, показали, что высокий уровень составил в экспериментальной группе у 7 детей, в контрольной-2, средний уровень в экспериментальной у 3 детей, в контрольной у 5 детей соответственно. И низкий уровень наблюдался только в контрольной группе у 3 человек.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей экспериментальной группы уровень сформированности приемов логического мышления был значительно повышен.

В начале нашего исследования сформированность двух групп находилась практически на одном уровне, то после проведения игр, упражнений, занятий мы можем отметить, что показатели экспериментальной группы улучшились и стали выше, чем те же показатели в контрольной группе, в которой специальные занятия не были проведены.

 

Список литературы

  1. Анастази А.В. Психологическое тестирование / А.В. Анастази. – М.: Педагогика, 2012. – 242 c.
  2. Безруких М.М. Чему и как учить до школы // Дошкольное воспитание. – 2002. – №3. – С. 62–65.
  3. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. – №8. – С. 30–39.
  4. Бильчугов Л.Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6–7 лет: Дис. …. канд. психол. наук. – МГУ, 2012. – 56 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary