Роль не стандартных задач в естественно научных дисциплинах

Роль не стандартных задач в естественно научных дисциплинах

В статье рассматривается роль не стандартных задач в естественных науках. 

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публицакии 09.06.2022

Поделиться

Многие методисты в своей работе используют понятие нестандартные задачи.  Российский математик М.Ю.  Колягин писал  следующие о  нестандартной задаче – эти задачи в которых учащиеся  заранее, не знают способа  их решения и даже  не знают на какой учебный материал нужно опереться в процессе решения. В книге «Как научиться решать задачи» авторов Л.М. Фридман, и Е.Н. Турецкого «Нестандартные задачи – это такие задачи, которые не имеют общих правил о положении, определяющие точную программу их решения». При этом не следует путать не стандартные задачи с задачами повышенной трудности. В задачах повышенной трудности, можно определить, хоть какой-то алгоритм ращения, при этом преподаватель только контролирует процесс закрепления знаний, а не стандартных задачах процесс ращения  можно привести к исследовательской работе т.к. решая задачи такого типа учащиеся находятся в поисках подходящего метода, для достижения поставленной цели.

Опираясь на анализ теории и практики использования нестандартных задач в обучении точных наук, можно установить общую специфическую роль таких задач в следующем:

  • учат учащихся не только использовать готовые алгоритмы, но и самостоятельно находить новые способы решения задач
  • влияют на развитие смекалки и самообразования
  • препятствуют выработке вредных штампов при решении задач, разрушают не правильные ассоциации в знаниях умениях учащихся, предполагают не столько в усвоении алгоритмических приемов, сколько в нахождении новых связей в знаниях

Учитывая выше изложенное, рассмотрим роль не стандартных задач в некоторых точных науках, таких как математика, физика и химия

В процессе обучения математики преподаватель стремиться добиться от учащихся применения полученных теоретических знаний при решении математических задач. Не стандартные задачи в математике способствуют прочному освоению материала, т.е. анализируют сложную ситуацию, сопоставляют данные, выявляют скрытые свойства в задачах, сопоставляют разные методы решения задач.  Так как четких определений понятий нестандартных задач нет, тогда принципы решения можно разделить на две фазы, к первой фазе можно отнести выделение приблизительной области нахождения принципа решения, к следующей фазе точного метода решения. Успешно решенная нестандартная задача означает учет психологического аспекта деятельности учащегося, который включает задачу как объект мышления,  рассматривающий соотношение осознанного и не осознанного при решении поставленной задачи. Рассмотрим пример нестандартной задачи.

Задача про автобус. «Куда едет автобус?»

Чтобы дать полный ответ на поставленный вопрос, необходимо определить следующее:

  • Нужно уточнить в какой стране происходить действие (выявить направление движения транспортных средств ,левостороннее или правостороннее).
  • Вспомнить что у автобуса есть двери, для посадки и высадки пассажиров (причем двери находятся либо с права, либо слева), если стоять лицом по направлению движения.

Значить автобус едет справа на лево, если движение правостороннее, едет наоборот если движение левостороннее). Сделаем вывод: Решение неопределенной задачи обычно заканчивается нестандартным ответом, в котором искомая величина может принимать  значения из некого числового множества.   Выявления этого множеств может стать целью решения этой задачи, что достигает вдумчивый анализ текста этой задачи и взаимосвязь между данными величинами.

Роль нестандартных задач в курсе изучения математики очень важна: они развивают логику математического мышления; учат детей активно использовать весь арсенал средств элементарной математики; комбинировать самые разнообразные математические идеи и факты; помогают учащимся при сдаче ЕГЭ; дают возможность учителям углубить и расширить знания учащихся по математике, так как в рассмотрении нестандартных задач всегда найдётся богатый материал для проработки некоторых узловых тем в учебной программе.

Физика- является базовым предметом, для технического образования после школьного курса существуют определенные методы решения задач в курсе физики, по сколку при изучения физики постоянно нужно решать задачи. В практике обучения физики особое место занимает рассмотрение нестандартных задач, это позволяет повысить интерес к предмету, так же активизируют внимание учащихся. Если дать определение не стандартной задачи в курсе физики, то она идентична с математической. Иначе говоря эти задачи не имеют общих правил и положений определяющий точную программу их решения.

В простых задачах и задачах повышенной  сложности, позволяют учащимся довольно быстро находить тот самый физико – математический аппарат для нахождения решения. Бывает случаи, если решения задачи для одного учащегося является не стандартным,   по сколку он не знаком с определенными методами, то для других может быть нормальным процессом, т.к. они решали задачи такого типа. Роль нестандартных задач в физике следующая:

  • учат учащихся не только находить готовые алгоритмы, но и самостоятельно находить новые способы решения задач
  • развитие логического мышления и сообразительности
  • создают благоприятные условия для повышения уровня знаний по физике

 

Исходя из выше изложенного следует, что регулярное использование нестандартных задач на уроках физики расширяет кругозор учащихся, что способствует повышению качества физического и математического мышления также позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающего  мира и активно использовать полученные знания в жизни.

Учебный предмет «Химия» позволяет осуществлять универсальные действия над учебным материалом т.е. характеризовать различные ситуации, наблюдать, описывать и делать определенные выводы. Для провидения таких манипуляций, существует необходимость выполнения нестандартных задач. Использование такого типа задач включат совокупность ситуаций с целью формирования компонентов школьного образования.

Рассмотрим некоторый ряд критерий используемые в Химии, при составлении нестандартных задач

  1. Нестандартная задача сформулирована в виде рассказа
  2. Рассматривать определенные темы, которые привлекают внимание учащихся.
  3. Нестандартные задачи должны быть актуальны на сегодняшний день
  4. В текст нестандартной задачи должны быть включены цитаты из различных источников, для создания реальной картина происходящего

В процессе постоянного использования не стандартных задач на уроках Химии, учащиеся должен научиться не только критически относиться к информации, но и уметь находить пути реализации полученных знаний при решении практических задач.

Таким образом использование не стандартных задач на уроках Химии приводит развитию мыслительной деятельности, а также позволяет поддерживать интерес учащихся к предмету, способствует формированию у учащихся целостной, естественной картины мира, развитие самостоятельности  и научно объяснять производящиеся явления в окружающем мире.

Список литературы

  1. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2021. – 156 с.
  2. Пышная, Е. А. Урок – игра «Компьютерное кафе» / Е. А. Пышная, Э. Х. Бекалдиева // Информатика и образование. – 2019. - № 2. – С. 49 – 51.
  3. Усенков, Д. Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе / Д. Ю. Усенков // Информатика и образование. – 2020. - № 9. – С. 62.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary