Информационная деятельность личности позволяет ей включиться в информационный процесс всемирно-исторического масштаба: освоения и развития огромной информационной базы - культуры. Именно широкие возможности, накопления, переработки, хранения и передачи информации (в механизме культурного наследования) стали условием для выхода человека за рамки инстинктивного поведения. Студентам на любом шаге обучения необходимо научиться владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией в процессе подготовки к семинарским, практическим занятиям, оснаститься методикой «информационного самообслуживания». Эффективность процесса формирования информационной культуры студента обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход. Как результат – происходит формирование следующих компонентов информационной культуры:
1. Общеучебная культура – комплекс взаимосвязанных общеучебных знаний и умений для успешного усвоения других предметов знаний и умений [2].
2. Культура диалога или культура общения – важнейший компонент понятия «информационная культура».
Для диалога характерна ситуативность, т. е. зависимость от окружающей среды; контекстуальность, то есть возможность заявления предыдущих; наконец, отсутствие предопределенного планирования и хода диалога [1].
Культура диалога - это умение выслушать чужую точку зрения и адекватно к ней отнестись; представлять информацию в любой форме; излагать и доказывать свою точку зрения; находить совместные решения и составлять дальнейший план действий. Такие навыки очень важны для студентов [3].
Формирование общей культуры студентов относится к одной из наиболее важных задач высшего образования, а уровень культуры человека, сформированный в студенческие годы, определяет успех в его профессиональной деятельности. В связи с этим проблема формирования информационной культуры студента приобретает особое значение.
В последние годы резко усилился разрыв между возрастающим потоком информации и получением необходимой студенту суммы знаний для профессиональной деятельности, что предопределяет особую важность развития информационной культуры. Некоторые специалисты сравнивают информационную культуру с компьютерной грамотностью, но компьютерная грамотность - это лишь приобретенные навыки работы с новыми компьютерными технологиями. Но если рассматривать информационную культуру студента как готовность и способность к самообразованию, то можно выделить следующие моменты:
Поиск информации, умение пользоваться рекомендательным списком литературы, библиотечными каталогами и картотеками, свободное ориентирование в библиотечных фондах, владение принципами расстановки документов, знание основ систематизации и авторского знака, принципов их использования, умение составлять списки литературы, знание правил описания и соответствующих государственных стандартов [4].
Процесс этот начинается тогда, когда студент сталкивается с информационным дефицитом и вынужден признать, что без освоения новых знаний и навыков нельзя сделать следующий шаг. В такой ситуации информационная культура проявляется в стремлении к самосовершенствованию, в умении сформулировать собственные потребности как "знание о своем незнании", и в готовности к тому, что нужной информации в виде, пригодном для непосредственного использования может вообще не существовать [5].
Мы считаем, что понимание и обработка информации - знание структуры книги и ее справочного аппарата, умение работать с несколькими источниками информации одновременно, знание и понимание основных приемов работы с текстом, умение анализировать и ясно передавать смысл прочитанного.
Применение полученной информации на практике, способность передавать полученную информацию, составлять план, рабочие записки, оформлять материал, пользоваться дополнительными источниками. Составлять обзоры по определенной тематике [4].
Критерии информационной культуры человека
- умение адекватно формулировать свою потребность в информации;
- эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов;
- перерабатывать информацию и создавать качественно новую;
- адекватно отбирать и оценивать информацию;
- способность к информационному общению и компьютерную грамотность.
Всё выше перечисленное, по моему мнению, должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями.
Уровни реализации информационной культуры:
1. Когнитивный уровень - знания и умения;
2. Эмоционально-ценностный - установки, оценки, отношения;
3. Поведенческий - реальное и потенциальное поведение.
Каждый из этих уровней представлен рядом показателей (таблица 1).
Таблица 1 Уровни информационной культуры личности
Когнитивный уровень (знания, умения) |
Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, отношения) |
Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение) |
умение организовать поиск необходимой информации |
Содержание информационных потребностей и интересов |
Способы поиска и каналы получения необходимой информации |
умение работать с отобранной информацией: структурировать, систематизировать, обобщать, представлять в виде, понятном другим людям |
Мотивы обращения к различным источникам информации и связанные с этим ожидания |
Интенсивность обращения к различным источникам информации и их характеристика |
умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики |
Предпочтительность каналов получения необходимой информации |
Применение полученной информации в различных сферах своей деятельности |
|
Cтепень удовлетворения информационных потребностей, самооценка информационной компетентности |
Способы распространения новой информации |
|
Отношение к девиантному поведению в Интернетe |
Степень включенности в Интернет-сообщество |
Мы считаем, что большую роль в формировании информационной культуры личности принадлежит преподавателю. Посредством организации им самостоятельной работы студенты приобретают общие и профессиональные компетенции, позволяющие формировать способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. В процессе обучения преподаватель знакомит студентов с научной организацией труда, методикой выполнения самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой работы и т.д.
Следовательно, и для образовательных учреждений, организация информационного образования и повышение информационной культуры личности студента представляет задачу первостепенной важности, а сами учителя становятся основными фигурами, от которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащейся молодежи.
Список литературы
- Горелова Е.В. Информационная культура и ее роль в формировании личности : дис… канд. культурологии : 24.00.01 : защищена 2008 / Горелова Елена Витальевна. - Нижневартовск, 2008. - 135 с.
- Козырева Г.И. Нравственная составляющая культуры мышления будущего юриста / Г.И. Козырева // Общество, право, правосудие : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», Центральный филиал. - Воронеж : ООО «Воронеж-Формат», 2015. - С. 804-808
- Колупаева Е.А. Информационная культура студентов в контексте самоорганизации личности / старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, ЦФ ФГБОУВО «РГУП», / Колупаева Елена Алексеевна - Россия, г. Воронеж.
- Подшивалова Ю.А. Информационные потребности студента: студентка ФГОУ ВПО Пермский государственный институт искусства и культуры / Россия г. Пермь 2008.
- Евтюхина, Е. А. Предмет информационной культуры личности / Е. А. Евтюхина // Библиогр. – 2003. - № 4. – С. 56 – 60.
- Сулейменова Р.Д. Проблемы человеческой индивидуальности в контексте информационной культуры / Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. Сборник материалов Международной научно-практической конференции / Махачкала, 2021. С.113-116.