Ницшеанская критика человеческого совершенствования

Ницшеанская критика человеческого совершенствования

Авторы публикации

Рубрика

Философия

Просмотры

245

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (68), Июнь ‘22

Дата публикации 31.05.2022

Поделиться

Фридрих Вильгельм Ницше - немецкий философ и критик, поставивший идею стремления человека превзойти себя главной в развитии и совершенствовании нашего социума. Согласно словам из его труда “Так говорил Заратустра” животные в процессе эволюции “создавали что-нибудь выше себя”, приспосабливались и изменялись. Человек же пройдя путь “от червя к человеку” застрял на последней ступени, что является правдой, ведь и по сей день мы не преодолели себя, не стали лучше, совершеннее, мы остались на той самой ступени, остановились в развитии.

Данная статья посвящена критике идей совершенствования человека, а также изучению взглядов философов разного времени на образ идеального “совершенного” человека своей эпохи.

Введение:

На протяжении всей человеческой жизни, начиная от появления первых индивидов, происходит непрерывный процесс развития. Эволюция. Причем эволюция характеризует не только физическое, качественное, изменение организма, например переход на прямохождение, увеличение объема мозга, появление второй сигнальной системы, но и смену целых цивилизаций, развитие отдельных обществ, а значит и развитие личностей. Совершенствование себя - вот главный двигатель эволюции личности.

Проблеме совершенствования человека насчитывается сотни и тысячи лет, но несмотря на это она все равно остается актуальной и по сей день. С каждым годом появляется все больше и больше научных трудов, посвященных этому вопросу. “Чем начиналась эволюция личности?”  “Превосходя себя нынешнего человек продолжает оставаться самим собой, т.е. человеком, или он переходит на новую, более качественную, прогрессивную ступень собственного развития?” “Достиг ли человек своего пика?” “Что будет дальше?” “Возможно ли дальнейшее совершенствование или единственный путь, пришедшийся на нашу долю - это инволюция и регресс?” Все эти вопросы являются открытыми для рассуждений, так как к единому мнению прийти невозможно. Опираясь на разные исследования и теории можно получить разные выводы, а теорий развития человека существует немало. Нам, людям, важно рефлексировать на тему собственного развития, от этого зависит не только наша жизнь, но и жизнь всего человечества в ближайшем и необозримом будущем.

Целью моей работы является изучение трудов Фридриха Вильгельма Ницше, посвященных образу сверхчеловека, опровержение устоев канонического христианского общества и выявление духовных, моральных, этических ценностей, которыми должен обладать совершенный, по мнению Ницше, человек.

Объект изучения - труды известного немецкого философа и критика, Фридриха Вильгельма Ницше, а также его модель сверхчеловека.

Предмет изучения - сущность человека настоящего и человека будущего.

Методология:

  1. Дедуктивный метод
  2. Философский анализ
  3. Метод сравнения

 

Теоретическая часть:

Самыми первыми из исследованных концепций развития человека являются концепции Платона и Аристотеля. Они описывали человека как представителя животного мира, однако в отличие от самих животных, способного мыслить и общаться и имеющего душу. В дальнейшем проблему человека затрагивали такие философы как Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и другие, но лишь благодаря Ф. Ницше впервые была выдвинута гипотеза о “сверхчеловеке”. Сверхчеловек - это то, к чему должен стремиться каждый, сверхчеловек - наш идеал, обладающий несокрушимой мощью, огромным потенциалом и волей. Чтобы стать сверхчеловеком человек должен превзойти самого себя и это единственный путь самосовершенствования.

Так что же представляет собой человек и сверхчеловек? В чем заключается путь человеческого совершенствования? Человек по Ницше - существо недалекое от природы: “некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяна, чем иная из обезьян”. Ф. Ницше считал, что человек - лишь промежуточная стадия нашего развития. Человек находится между животным и сверхчеловеком как “канат над пропастью”. Сверхчеловек - человек несокрушимой воли, разрушитель старых ценностей, творец новых идеалов и идей; бунтарь, способный властвовать над целыми поколениями. Однако, несмотря на все написанное выше, Ф. Ницше ценил больше не самого сверхчеловека, стремление стать им: не идеальный образ, а путь совершенствования себя.

 

Результаты исследования:

Данная проблема была рассмотрена многими учеными, философами и историками. Труды Ницше вызвали в свое время шквал критики, но и не меньше одобрения, так как идеализированный образ сверхчеловека был слишком дерзок для общества того времени, сверхчеловек превосходил человека, угнетал и обесценивал устоявшиеся моральные, исторические, этические, а главное религиозные ценности устоявшегося социума.

Одним из основных критиков являлся немецкий писатель Томас Манн. Согласно нему, Ф. Ницще неоправданно винит во всех бедах религию. Религия, а в частности христианство, была тем, что в свое время подняло значение личности как отдельной социальной ячейки. Доказательством тому могут служить священные писания библии, где четко описана ценность жизни, воли и разума. Следовательно, искоренить из общества религиозный аспект будет трудно, да и нецелесообразно это делать ввиду их слияния.

Сторонником Ф.Ницше можно считать Владимира Сергеевича Соловьева. В своей статье “Словесность или истина?” он поддерживает ницшеанскую идею сверхчеловека. Ценность человека по Соловьеву также является в его возможности самосовершенствования, личностного роста, вознесения на новую ступень развития.

 

Обсуждение:

Проанализировав литературные источники можно сделать вывод, что сверхчеловек ф. Ницше - действительно крайне спорный и многогранный субъект. Нельзя не согласится с самим философом, что человек способен развиваться, расти, совершенствоваться. Превзойти себя, стать разумнее, свободнее обрести волю значит выйти на новую, более качественную ступень развития общества/цивилизации, однако, сравнение данной теории с теорией В. Соловьева, развитие - не слепое самосовершенствование, а следование пути божьему. В. Соловьев был крайне религиозным человеком и, несмотря на согласие с основными атеистическими концепциями ницшеанства, не обошелся без критики. Всвязи с этим образ сверхчеловека заместил схожий во многом образ богочеловека.

 

Заключение:

Основной идеей человеческого совершенствования Ф. Ницше была идея перестройки общества путем изменения идеалов и внутренних устоев отдельных личностей. Именно так был рожден сверхчеловек. Сверхчеловек должен был положить конец христианским заповедям, искоренить пережиток прошлого, создать условия для развития творческих, сильных, амбициозных личностей - вождей - которые могли бы повести за собой народ. Однако Ф. Ницше не учел одного: религия - это то,  с чем жили люди с далеких времен. Идолы, боги, их посланники являлись идеалами многие поколения, а как известно, нельзя убрать из общества то, что его составляет.

Ницшеанская идея самосовершенствования как таковая не является плохой или неудачной, но, как и любая другая модель, она не смогла учесть абсолютно всё и это является её основной проблемой.

Список литературы

  1. Ф. Ницше “Так говорил Заратустра” - Москва, 2003, с. 9-10
  2. Ф. Ницше и З. Фрейд “Сверхчеловек против супер эго” - Москва, 2014, с. 1-11 (перевод Антоновский Ю. М., Свасьян К. А.)
  3. В.С. Соловьев “Идея сверхчеловека” - Библиотека “Вехи” 2001, с. 9
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее