Транспорт действует как единая интегрированная система, основанная на принципах логистики. Высокие показатели эффективности работы транспортной системы Запада обусловлены объединением всех видов транспорта в Единую транспортную систему.
Одной из современных тенденций развития транспортных систем является увеличение доли автомобильных перевозок. Реализация основного преимущества автомобильного транспорта – доставка от «двери до двери» опирается реальные факты ускоренного (по сравнению с другими видами транспорта) развития его инфраструктуры. За последние 10 лет протяженность автодорог выросла в 1,5 раза, количество грузовых автомобилей – в 1,5 раз, автомобилизация населения - почти в два раза.
В качестве программных целей железнодорожного и водного транспорта Правительством РФ определено переключение грузов с автотранспорта [5].
Кроме прямого переключения грузопотоков на конкурентоспособные виды транспорта должна формироваться единая транспортная система путем улучшения взаимодействия в транспортных узлах, развития контейнеризации, ориентация всех видов транспорта на обеспечение доступности транспортных услуг в интересах населения и предприятий. Однако в реальных рыночных условиях такого переключения «само» не происходит.
Одной из основных задач политики транспортной инфраструктуры является разработка сети транспортных коридоров с учетом новых и имеющихся потребностей. Эта политика должна быть направлена на то, чтобы закрыть пробелы между транспортными сетями, устранить узкие места и технические барьеры, которые все еще препятствуют нормальному функционированию внутреннего рынка услуг и товаров. Эта политика призвана укреплять бесшовные транспортные цепочки для пассажирских и грузовых перевозок, идти в ногу с технологическими разработками.
Функционирование внутреннего водного транспорта (далее ВВТ) является важным условием развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Как в нашей стране, так и за рубежом ВВТ традиционно используется для перевозки массовых грузов (лес, уголь, зерно, строительные материалы и пр.) на большие расстояния. Это объясняется его важными преимуществами: высокой пропускной способностью, сравнительно низкой энергоемкостью и себестоимостью перевозок грузов. Поэтому растет число специалистов, которые видят решение проблем транспортных заторов и ухудшения экологической обстановки городов в передаче части внутригородских грузопотоков с перегруженной улично-дорожной сети на внутренний водный транспорт. Опыт стран Европейского Союза в области организации внутригородского сообщения, отраженный в докладах Европейской федерации речных портов, свидетельствует о том, что внутренний водный транспорт может быть конкурентоспособным при перевозке грузов мелкими отправками в густонаселенных городских районах.
Успешные проекты включения внутреннего водного транспорта в городские схемы доставки грузов реализуются в ряде городов Нидерландов, Франции, Великобритании и других европейских странах. Значительный интерес представляет опыт эффективного использования речного транспорта в странах с густой сетью внутренних водных путей.
Программы транспортного развития ЕС в последнее время все больше направлены на создание условий для непрерывного транспортного потока. Одно из направлений политики ЕС в части развития всех видов транспорта направлена на подключение инфраструктуры внутренних путей и портов к инфраструктуре автодорожного и железнодорожного транспорта.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что без государственной поддержки невозможно стабильное развитие отрасли в силу специфики ее деятельности и общественной значимости. Особенно повышается роль государства по поддержке водного транспорта в условиях экономического кризиса. При этом не исключается и процесс рыночного развития, в котором государство выступает в роли экономического субъекта [2].
Стратегия развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года предполагает переключение с автомобильного и железнодорожного на водный транспорт свыше 113 млн т грузов. Стратегия направлена на эффективное развитие речного транспорта в транспортной системе России. Меры государственной поддержки отрасли являются основным направлением реализации стратегии, несмотря на бюджетные ограничения, связанные с экономическим кризисом. На рисунке 1 представлены объемы финансирования, до 2020 г. из государственного бюджета на мероприятия, предусмотренные Стратегией [5].
Рисунок 1 - Бюджетное финансирование мероприятий Стратегии развития ВВТ РФ
Действуют десятки паромных переправ между берегами (рисунок 2). Паромные переправы на дальних расстояниях стали частью системообразующего фактора, обеспечивающего региональные и межрегиональные связи. Кроме обеспечения грузовых перевозок паромные переправы имеют чрезвычайно большое социальное значение, обеспечивая мобильность населения на личном транспорте, проживающего в сложных климатических условиях.
Рисунок 2 - Паром на переправе якутск - нижний бестях
Длительное время работают паромные переправы в Обь-Иртышском бассейне – Приобье - Салехард, Приобье - Белоярский, Стрежевое - Каргасок. В Ленском бассейне, пока река свободна от льда, работают переправы Нижний Бестях - Якутск, Техтюр - Жатай, Осетрово-Ленск-Якутск.
В условиях Сибири эксплуатация паромных переправ стало востребованным по следующим причинам:
- неразвитая дорожная сеть;
- сложные дорожные и климатические условия;
- высокая себестоимость автомобильных перевозок;
- сложные условия работы в условиях длительных поездок;
- низкое качество дорожного сервиса в части создания условий для отдыха персонала и обслуживания транспортных средств;
- возможность выполнения перевозок без перегрузки;
- индивидуализация поставок [4, с. 42].
Вместе с тем, качество оказания услуг на паромных переправах оставляет желать лучшего:
- физически и морально изношенный флот;
- соблюдение требований к безопасности;
- обеспечение элементарных житейских потребностей людей на паромах недостаточно в современных условиях.
Угрозы устойчивости региональной транспортной системы автомобильно-водных комбинированных перевозок существуют в первую очередь со стороны технического обеспечения:
- требуется строительство современного флота;
- требуется строительство причальных сооружений.
Развитие автомобильного транспорта создало предпосылки для организации перевозок грузов в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении (рисунок 3), т.е. совместной перевозки внутренним водным и автомобильным транспортом по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования груза.
Рисунок 3 - Смешанное автомобильно-водное сообщение
Груз к перевозке в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении принимают только порты и грузовые автостанции (агентства или частные предприниматели). Перечень таких портов и автостанций, пунктов перевалки, характер производимых ими операций устанавливает Минтранс РФ.
Перевалку грузов с водного транспорта на автомобильный и обратно выполняют средствами речного порта в порядке, установленном узловыми соглашениями, заключаемыми между портом и автостанцией. Передача груза, а также учет выполнения плана перевалки осуществляются по передаточной ведомости.
Сроки доставки грузов, исчисляемые на основании действующих на внутреннем водном и автомобильном транспорте правил, определяют по общему расстоянию перевозки. Ответственность за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза.
Перевозки в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении пока не получили должного развития. Между тем организация таких перевозок на реках Енисей и Лена показала хорошую экономическую эффективность. В настоящее время взаимодействие внутреннего водного транспорта с автомобильным заключается в основном в организации централизованного завоза грузов автомобилями в речные порты и вывоза их из портов.
Организация комбинированных автомобильно-водных перевозок – включение самого экологичного и дешевого водного транспорта в системы транспортных коридоров между гогистическими и промышленными центрами. При этом сооружение и функционирование комбинированных автомобильно-водных перевозок должно стать не случайным или временным решением, а должно стать частью комплексного промышленного, транспортного и социального развития территорий. Сложность этой системы определяется ее межведомственностью – она функционирует на стыке различных видов транспортных систем, которые конкурируют между собой за получение инвестиций в развитий транспортной инфраструктуры.
Список литературы
- Статья: Масленников С.Н. - «Государственно-частное партнерство как экономический механизм реализации стратегии развития речного транспорта Сибири». Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. Научный журнал № 1, ФГОУ ВПО «НГАВТ», Новосибирск, 2008. - С.11-15.
- «ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт - 2016» - «ГЧП на внутренних водах Сибири», Бабаев А.В. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
- https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/2299/1/Sbornik%20%20PPP%20in%20transport%20sector.pdf
- «VIII Международный Сибирский транспортный форум -2019», [Электронный ресурс]. Тема доклада - «Стратегические направления развития водного транспорта Сибири», к.т.н. Масленников С.Н. Режим доступа: https://gsom.spbu.ru/files/professors/sbornik_2019.pdf
- Статья: Бабаев А.В. - «Необходимость применения механизма государственно-частного партнерства на внутренних водных путях Сибири» Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. Научный журнал 3-4. – Новосибирск – 2016. С. 40-43.
- Минтранс Министерство транспорта Российской Федерации. Стратегия развития ВВТ на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morflot.ru/deyatelnost/fcp/strategiya_razvitiya_vnutrennego_vodnogo_transporta_na_period_do_2030_goda.html