АВТОМОБИЛЬНО-ВОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В СИБИРИ

АВТОМОБИЛЬНО-ВОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В СИБИРИ

Авторы публикации

Рубрика

Транспортные коммуникации

Просмотры

47

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 29 (31), сентябрь ‘21

Дата публикации 21.09.2021

Поделиться

Данное исследование ориентировано на обозначение потребности в организации комбинированных автомобильно-водных перевозок. Обозначены как экономическая, так и социальная значимость развития комбинированного автомобильно-водного сообщения для Сибирского региона. Предлагаемый проект полностью отвечает целям Стратегии развития водного транспорта РФ до 2030 года.

Транспорт действует как единая интегрированная система, основанная на принципах логистики. Высокие показатели эффективности работы транспортной системы Запада обусловлены объединением всех видов транспорта в Единую транспортную систему.

Одной из современных тенденций развития транспортных систем является увеличение доли автомобильных перевозок. Реализация основного преимущества автомобильного транспорта – доставка от «двери до двери» опирается реальные факты ускоренного (по сравнению с другими видами транспорта) развития его инфраструктуры. За последние 10 лет протяженность автодорог выросла в 1,5 раза, количество грузовых автомобилей – в 1,5 раз, автомобилизация населения - почти в два раза.

В качестве программных целей железнодорожного и водного транспорта Правительством РФ определено переключение грузов с автотранспорта [5].

Кроме прямого переключения грузопотоков на конкурентоспособные виды транспорта должна формироваться единая транспортная система путем улучшения взаимодействия в транспортных узлах, развития контейнеризации, ориентация всех видов транспорта на обеспечение доступности транспортных услуг в интересах населения и предприятий. Однако в реальных рыночных условиях такого переключения «само» не происходит.

Одной из основных задач политики транспортной инфраструктуры является разработка сети транспортных коридоров с учетом новых и имеющихся потребностей. Эта политика должна быть направлена на то, чтобы закрыть пробелы между транспортными сетями, устранить узкие места и технические барьеры, которые все еще препятствуют нормальному функционированию внутреннего рынка услуг и товаров. Эта политика призвана укреплять бесшовные транспортные цепочки для пассажирских и грузовых перевозок, идти в ногу с технологическими разработками.

Функционирование внутреннего водного транспорта (далее ВВТ) является важным условием развития транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Как в нашей стране, так и за рубежом ВВТ традиционно используется для перевозки массовых грузов (лес, уголь, зерно, строительные материалы и пр.) на большие расстояния. Это объясняется его важными преимуществами: высокой пропускной способностью, сравнительно низкой энергоемкостью и себестоимостью перевозок грузов. Поэтому растет число специалистов, которые видят решение проблем транспортных заторов и ухудшения экологической обстановки городов в передаче части внутригородских грузопотоков с перегруженной улично-дорожной сети на внутренний водный транспорт. Опыт стран Европейского Союза в области организации внутригородского сообщения, отраженный в докладах Европейской федерации речных портов, свидетельствует о том, что внутренний водный транспорт может быть конкурентоспособным при перевозке грузов мелкими отправками в густонаселенных городских районах.

Успешные проекты включения внутреннего водного транспорта в городские схемы доставки грузов реализуются в ряде городов Нидерландов, Франции, Великобритании и других европейских странах. Значительный интерес представляет опыт эффективного использования речного транспорта в странах с густой сетью внутренних водных путей.

Программы транспортного развития ЕС в последнее время все больше направлены на создание условий для непрерывного транспортного потока. Одно из направлений политики ЕС в части развития всех видов транспорта направлена на подключение инфраструктуры внутренних путей и портов к инфраструктуре автодорожного и железнодорожного транспорта.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что без государственной поддержки невозможно стабильное развитие отрасли в силу специфики ее деятельности и общественной значимости. Особенно повышается роль государства по поддержке водного транспорта в условиях экономического кризиса. При этом не исключается и процесс рыночного развития, в котором государство выступает в роли экономического субъекта [2].

Стратегия развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года предполагает переключение с автомобильного и железнодорожного на водный транспорт свыше 113 млн т грузов. Стратегия направлена на эффективное развитие речного транспорта в транспортной системе России. Меры государственной поддержки отрасли являются основным направлением реализации стратегии, несмотря на бюджетные ограничения, связанные с экономическим кризисом. На рисунке 1 представлены объемы финансирования, до 2020 г. из государственного бюджета на мероприятия, предусмотренные Стратегией [5].

Рисунок 1 - Бюджетное финансирование мероприятий Стратегии развития ВВТ РФ

Действуют десятки паромных переправ между берегами (рисунок 2). Паромные переправы на дальних расстояниях стали частью системообразующего фактора, обеспечивающего региональные и межрегиональные связи. Кроме обеспечения грузовых перевозок паромные переправы имеют чрезвычайно большое социальное значение, обеспечивая мобильность населения на личном транспорте, проживающего в сложных климатических условиях.

C:\Documents and Settings\ketf\Рабочий стол\КОНФЕРЕНЦИЯ\КОНФЕРЕНЦИЯ\Картинки\Паромы Якутск - Нижний Бестях.1 jpg.JPG

Рисунок 2 - Паром на переправе якутск - нижний бестях

Длительное время работают паромные переправы в Обь-Иртышском бассейне – Приобье - Салехард, Приобье - Белоярский, Стрежевое - Каргасок. В Ленском бассейне, пока река свободна от льда, работают переправы Нижний Бестях - Якутск, Техтюр - Жатай, Осетрово-Ленск-Якутск.

В условиях Сибири эксплуатация паромных переправ стало востребованным по следующим причинам:

- неразвитая дорожная сеть;

- сложные дорожные и климатические условия;

- высокая себестоимость автомобильных перевозок;

- сложные условия работы в условиях длительных поездок;

- низкое качество дорожного сервиса в части создания условий для отдыха персонала и обслуживания транспортных средств;

- возможность выполнения перевозок без перегрузки;

- индивидуализация поставок [4, с. 42].

Вместе с тем, качество оказания услуг на паромных переправах оставляет желать лучшего:

- физически и морально изношенный флот;

- соблюдение требований к безопасности;

- обеспечение элементарных житейских потребностей людей на паромах недостаточно в современных условиях.

Угрозы устойчивости региональной транспортной системы автомобильно-водных комбинированных перевозок существуют в первую очередь со стороны технического обеспечения:

- требуется строительство современного флота;

- требуется строительство причальных сооружений.

Развитие автомобильного транспорта создало предпосылки для органи­зации перевозок грузов в прямом смешанном водно-автомобильном сооб­щении (рисунок 3), т.е. совместной перевозки внутренним водным и автомобильным транспортом по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следова­ния груза.

C:\Documents and Settings\ketf\Рабочий стол\КОНФЕРЕНЦИЯ\КОНФЕРЕНЦИЯ\Картинки\Перегрузка с водного на авто 4.jpg

Рисунок 3 - Смешанное автомобильно-водное сооб­щение

Груз к перевозке в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении принимают только порты и грузовые автостанции (агентства или частные предприниматели). Перечень таких портов и автостанций, пунктов перевалки, характер производимых ими операций устанавливает Минтранс РФ.

Перевалку грузов с водного транспорта на автомобильный и обратно выполняют средствами речного порта в порядке, установленном узло­выми соглашениями, заключаемыми между портом и автостанцией. Пе­редача груза, а также учет выполнения плана перевалки осуществляются по передаточной ведомости.

Сроки доставки грузов, исчисляемые на основании действующих на внутреннем водном и автомобильном транспорте правил, определяют по общему расстоянию перевозки. Ответственность за просрочку несет тот вид транспор­та, которым была допущена задержка доставки груза.

Перевозки в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении пока не получили должного развития. Между тем организация таких перевозок на реках Енисей и Лена показала хорошую экономиче­скую эффективность. В настоящее время взаимодействие внутреннего водного транспорта с автомобильным заключается в основном в организации централизован­ного завоза грузов автомобилями в речные порты и вывоза их из портов.

Организация комбинированных автомобильно-водных перевозок – включение самого экологичного и дешевого водного транспорта в системы транспортных коридоров между гогистическими и промышленными центрами. При этом сооружение и функционирование комбинированных автомобильно-водных перевозок должно стать не случайным или временным решением, а должно стать частью комплексного промышленного, транспортного и социального развития территорий. Сложность этой системы определяется ее межведомственностью – она функционирует на стыке различных видов транспортных систем, которые конкурируют между собой за получение инвестиций в развитий транспортной инфраструктуры.

Список литературы

  1. Статья: Масленников С.Н. - «Государственно-частное партнерство как экономический механизм реализации стратегии развития речного транспорта Сибири». Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. Научный журнал № 1, ФГОУ ВПО «НГАВТ», Новосибирск, 2008. - С.11-15.
  2. «ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт - 2016» - «ГЧП на внутренних водах Сибири», Бабаев А.В. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  3. https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/2299/1/Sbornik%20%20PPP%20in%20transport%20sector.pdf
  4. «VIII Международный Сибирский транспортный форум -2019», [Электронный ресурс]. Тема доклада - «Стратегические направления развития водного транспорта Сибири», к.т.н. Масленников С.Н. Режим доступа: https://gsom.spbu.ru/files/professors/sbornik_2019.pdf
  5. Статья: Бабаев А.В. - «Необходимость применения механизма государственно-частного партнерства на внутренних водных путях Сибири» Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. Научный журнал 3-4. – Новосибирск – 2016. С. 40-43.
  6. Минтранс Министерство транспорта Российской Федерации. Стратегия развития ВВТ на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morflot.ru/deyatelnost/fcp/strategiya_razvitiya_vnutrennego_vodnogo_transporta_na_period_do_2030_goda.html