СОХРАНЕНИЕ ЭКОСИСТЕМ ВБЛИЗИ АЭРОПОРТОВ И МАРШРУТОВ ПОЛЕТА

СОХРАНЕНИЕ ЭКОСИСТЕМ ВБЛИЗИ АЭРОПОРТОВ И МАРШРУТОВ ПОЛЕТА

Авторы публикации

Рубрика

Экология

Просмотры

129

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (203), Январь ‘25

Дата публикации 13.01.2025

Поделиться

Статья посвящена рассмотрению проблемы сохранения экосистем вблизи аэропортов и маршрутов полёта. Показана роль развития авиационной промышленности и её влияние на окружающую среду вблизи аэропортов и маршрутов полёта. Рассмотрены вопросы воздействие вредных факторов на экосистемы вблизи аэропортов и маршрутов полёта, методология охраны экосистем вблизи аэропортов, примеры успешных практик и проектов, перспективы и вызовы.

Актуальность исследования. Сохранение экосистем близи аэропортов и маршрутов полета является важной задачей, учитывая потенциальное влияние на окружающую среду.

Развитие авиационного транспорта сопровождается ростом нагрузки на окружающую среду, включая экосистемы, находящиеся вблизи аэропортов и маршрутов полета. С увеличением количества воздушных судов, роста плотности полетов и расширения аэродромной инфраструктуры, важность сохранения экосистем становится более актуальной. Сохранение биоразнообразия и устойчивости экосистем в таких зонах требует комплексного подхода, который должен учитывать экологические, экономические и социальные аспекты. В данном реферате рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются экосистемы вблизи аэропортов, а также методы их защиты и восстановления.

1. Воздействие вредных факторов на экосистемы вблизи аэропортов и маршрутов полета:

Аэропорты и маршруты полетов оказывают значительное воздействие на окружающую среду, которое можно классифицировать на несколько категорий:

- Загрязнение воздуха и воды. Деятельность воздушных судов и наземных объектов, таких как топливо и химические вещества, используемые для обслуживания самолетов, может привести к загрязнению воздуха и воды. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на здоровье местной флоры и фауны.

- Шумовое загрязнение. Летательные аппараты создают сильный шум, который может быть источником стресса для животных, нарушать их поведение, миграционные пути и места обитания. Это особенно касается птиц и других животных, которые обитают вблизи аэродромов и регулярно сталкиваются с шумом.

- Уничтожение природных территорий. Строительство аэропортов и расширение инфраструктуры требует значительных изменений ландшафта, что может привести к разрушению природных экосистем и утрате мест обитания для многих видов.

- Разрушение экосистем при аварийных ситуациях. В случае аварий, таких как падение самолетов или утечка топлива, могут быть нарушены экосистемы, поскольку такие происшествия часто приводят к загрязнению окружающей среды и смерти множества живых существ.

2. Методология охраны экосистем вблизи аэропортов:

Для минимизации негативного воздействия на экосистемы вблизи аэропортов и маршрутов полета разработаны различные методы и подходы.

- Снижение выбросов загрязняющих веществ. Современные технологии позволяют улучшить топливо и двигательную систему самолетов, что способствует уменьшению выбросов углекислого газа и других вредных веществ. Аэропорты также активно внедряют системы очистки воздуха и воды, чтобы минимизировать загрязнение.

- Зеленые зоны и восстановление экосистем. На территории аэродромов могут быть созданы зеленые зоны, такие как посадки деревьев, травяные покрытия и искусственные водоемы, которые не только помогают снизить углеродный след, но и служат убежищем для дикой природы. Важно также восстанавливать экосистемы, нарушенные строительством и другими видами деятельности.

- Технологии для снижения шума. Для уменьшения шума, производимого самолетами, используются технологии, такие как улучшенные аэродинамические формы крыльев и двигателей, а также специальные шумозащитные экраны, размещенные вокруг аэродромов. Применение таких технологий значительно снижает стресс и повреждения экосистем.

- Миграционные коридоры для животных. Для сохранения биоразнообразия важно создавать миграционные коридоры, которые обеспечат безопасные пути для животных, избегая воздействия авиационного трафика. Это включает в себя проектирование инфраструктуры с учетом миграции местных видов.


3. Примеры успешных практик и проектов:

В некоторых странах реализуются успешные проекты по интеграции охраны экосистем в деятельность аэропортов:

- Международный аэропорт Сингапура (Changi) активно использует технологии для уменьшения воздействия на экосистему, создавая зеленые зоны и внедряя устойчивые решения для управления ресурсами.

- Аэропорт Арланда, Швеция. Первый международный аэропорт, получивший нейтральный статус в 2009 году, который обслуживает 27 миллионов пассажиров в год. Загрязненность воздуха в аэропорту соответствует уровню загазованности среднего по величине города, для Швеции это от 50 до 200 тысяч жителей. Начиная с 2005 года, аэропорту удалось сократить выбросы CO2 на 70%. При этом они не превышают уровень 1990-х годов несмотря на значительный рост трафика за прошедшее время. Система отопления аэропорта полностью работает на биотопливе, а 100% всей потребляемой электроэнергии производится из возобновляемых источников. Постепенно аэропорт заменяет наземный транспорт на аналогичный, работающий на биотопливе, несмотря на то что его стоимость в разы дороже.  

- Аэропорт Токио Нарита (Narita) внедрил проект по восстановлению экосистем и созданию «живых стен» для защиты от шума и сохранения биоразнообразия на прилегающих территориях.

- В Нидерландах аэропорт Амстердама использует инновационные методы борьбы с загрязнением воздуха и внедряет экологически чистые технологии на всех этапах деятельности, от обслуживания самолетов до очистки сточных вод.

- Аэропорт в Хельсинки является не только нейтральным, но развивается по принципу города-аэропорта, больше известного как Авиаполис Вантаа. В этой связи аэропорту также важно поддерживать комфортную экологическую среду на окружающей территории. Для сокращения выбросов аэропорт использует комплекс мер: использование энергии возобновляемых источников (солнечные батареи, ветряки), светодиодное освещение, строительство и реконструкция инфраструктуры в соответствии с сертификацией BREEAM, использование биотоплива, работа с партнерами. Более того, компания Finavia, помимо Хельсинки управляющая 20-ю аэропортами в Финляндии, планирует полностью снизить контролируемые выбросы CO2 всей сети к 2028 году.

- Аэропорт в Осло в 2017 году открыл новый терминал, получивший сертификат BREEAM Excellent. Интересным решением, повлиявшим на положительную сертификацию терминала, стало снегохранилище, которое используется для охлаждения здания. Запас снега объемом около 30 000 м3 подтаивает в летнее время, а образующаяся вода после очистки попадает в здание, охлаждая его. После того, как вода нагревается, она попадает обратно в хранилище, где охлаждается снова. Новый терминал аэропорта потребляет в два раза меньше энергии, чем существующий, а уровень вредных выбросов снижен на 35%. Сокращение уровня CO2 — инициатива не только аэропорта, но и самого города. Стратегия развития Осло предполагает сокращение уровня вредных выбросов в два раза уже к 2020 году, и на 95% к 2030.

В России развитие эко-технологий при проектировании аэропортов не является приоритетным. Однако некоторые элементы все же можно найти в новых терминалах, спроектированных международными командами. В качестве примеров аэропорт Симферополь с бионической формой здания, ландшафтным парком и 50 тыс. живых растений внутри, Ростов-на-Дону с мягкой цветовой палитрой, плавными линиями кровли и подшивкой под дерево, Новый Уренгой с архитектурным образом, отражающим природные особенности и национальную идентичность места. Тем не менее, примеров эко-терминалов в России, соответствующих международному уровню, нет.

4. Перспективы и вызовы:

С развитием технологий и науки появляются новые способы минимизации воздействия авиации на окружающую среду, но вместе с тем появляются и новые вызовы. Одним из них является рост популярности дронов и малых воздушных судов, которые могут нести новые риски для экосистем. Также стоит учитывать климатические изменения, которые могут повлиять на устойчивость экосистем и потребовать дополнительных усилий по их охране.

В связи с этим в 2015 году государствами-членами Совета Объединенных Наций ООН были приняты 17 глобальных целей (Sustainable Development Goals, United Nations) до 2030 года, направленных на улучшение качества жизни по экономическим, социальным и экологическим параметрам. Эти цели не относятся напрямую к аэропортам, но создают контекст, в рамках которого формируются дальнейшие стратегии по улучшению экологической обстановки, в том числе для транспортной инфраструктуры. В конце 2015 года также было подписано Парижское Соглашение по климату и принята международная система компенсации и сокращения выбросов углерода (CORSIA), которая определяет порядок и возможности возмещения негативного влияния аэропортов на эко-среду.

Для сертификации зданий и сооружений в соответствии с требованиями по экологии и энергоэффективности существуют достаточно известные стандарты LEED (США), BREEAM (Англия) и немецкий стандарт DGNB. Новые терминалы аэропортов могут строиться в соответствии с тем или иным стандартом в зависимости от страны и выбора проектировщиков. Помимо этого, существуют международные стандарты ISO по природопользованию (14001), по энергетическому менеджменту (50001), по газам, вызывающим парниковый эффект (14064), и другие, определяющие качественные характеристики материалов и технологий. Что касается аэропортов, то программа Airport Carbon Accreditation Programme единственная, ориентированная только на них.

Согласно ей, переход к нулевому выбросу углекислого газа делится на четыре этапа: 1 (mapping) — подсчет вредных выбросов, 2 (reduction) — улучшение инфраструктуры и сокращение негативного воздействия, 3 (optimisation) — подсчет выбросов, не контролируемых аэропортом, и разработка стратегии по их сокращению, 4 (neutrality) — компенсация оставшихся выбросов углекислого газа, которые не удалось сократить на первых этапах, и, как следствие, достижение нулевого баланса. Важно понимать, что на 100% сократить количество вредных выбросов аэропорт не может. Поэтому для достижения «нейтральности» финальным этапом является компенсация выбросов (offsetting), то есть восполнение оставшегося количества CO2 за счет инвестиций в проекты других аэропортов или инфраструктур, порядок которых описан в программе CORSIA.

На сегодняшний день в мире насчитывается 49 аэропортов со статусом нулевого выброса углекислого газа, из которых 40 расположены в Европе, 15 из них — в Скандинавских странах (Норвегия, Швеция, Финляндия). В Соединенных Штатах Америки есть пока только один аэропорт с нейтральным статусом — в Далласе. В Латинской Америке также один «нейтральный» аэропорт, на Галапагосских островах. В Африке такой аэропорт расположен в Кейптауне. Еще по одному аэропорту такого типа можно найти в Австралии на Солнечном Побережье и в Омане. Оставшиеся четыре из списка находятся в Индии. В России пока нет ни одного аэропорта, который участвовал бы в программе аккредитации. Кроме того, в силу политических и бюрократических причин, страна не может присоединиться к программе компенсации выбросов CORSIA. Тем не менее, в целом в мире насчитывается около 270 аэропортов, начавших принимать меры по мониторингу, оценке и сокращению вредного воздействия на окружающую среду. Что важно, они принимают значительную часть общемирового трафика — 44%. Как показывает статистика, этот показатель увеличивается с каждым годом.

Сохранение экосистем вблизи аэропортов и маршрутов полета представляет собой важную задачу для современного общества. Оно требует комплексного подхода, включающего как научные исследования, так и практические меры, направленные на минимизацию воздействия авиационной деятельности на окружающую среду. Успешные примеры из разных стран показывают, что это вполне осуществимая цель, которая способствует не только охране природы, но и улучшению качества жизни людей в прилегающих районах.

Список литературы

  1. «Авиационная экология. Воздействие авиации на окружающую среду» Учебное пособие Московский авиационный институт. Л.С Ямовский, А.А. Харин, И.В. Шевченко, В.П. Дмитриенко
  2. «Влияние авиации на атмосферу. Проблемы и перспективы исследований» О.Б. Поповичева, А.М. Старик, О.Н Фаворский.: ОИВТ РАН преприт №8 — 427.1998
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее