Основные направления совершенствования уголовного законодательства об ответственности за содействие террористической деятельности

Основные направления совершенствования уголовного законодательства об ответственности за содействие террористической деятельности

Работа направлена на изучение совершенствования уголовного законодательства об ответственности за содействие террористической деятельности. Данная тема является дискуссионной по сей день, многие авторы спорят над происхождением такого состава преступления.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (67), май ‘22

Дата публицакии 25.05.2022

Поделиться

Для России в XX веке проблема терроризма имеет особое значение, так как статистика террористических актов имеет ежегодную динамику прироста. Причинами такого явления может служить: разногласия в политической сфере, трансформация общественных отношений, как следствие такой вид насилия стал инструментом решения проблем между различными группировками. Стоит отметить, что на сегодняшний день терроризм входит в список глобальных проблем человечества, что актуализирует данную тему для изучения. В статье рассмотрены основные направления совершенствования в Российской Федерации уголовной ответственности за принятие участия или оказания содействия данному виду преступности, а также рассмотрены акты законодательства Российской Федерации, которые являются постулатами в борьбе с терроризмом. В современном мире, где есть интернет, а, следовательно, неограниченный доступ к средствам массовой информации, достаточно сильно развиты и обладают большой свободой действий террористические организации и группировки, для достижения своих противоправных целей, пропаганды своей идеологии, подготовки террористических актов. Также эта свобода дает возможность без труда контактировать с гражданами любого государства с целью вербовки, по средствам социальных сетей. Идеология терроризма, цели, задачи и способы достижения, несовместимы с ценностями и устоями современного общества. При вербовке людей в ряды террористической организации вербовщики оказывают сильное давление на личные переживания жертвы с целью пробуждения в ней мотивации для совершения террористической деятельности. За каждое завербованное лицо вербовщики получают комиссионные в размере, зависимом от “ценности” жертвы, то есть, на какие действия готово пойти это лицо ради реализации целей террористов. Поэтому одним из направлений совершенствования законодательства может быть внесение статей, регулирующих терроризм, развитие которого берет начало именно в социальны сетях, где и происходить вербовка будущих смертников. Выше было выявлено, активное использование интернета и социальных сетей, исходя из этого, можно трактовать такой способ, как компьютерный терроризм. Одним из направлений решения данной проблемы служит введение и активное использование правовых и технических мер, которые гарантируют защиту информационных сетей, так как данная область, является одной из самых проблемных и уязвимых точек терроризма. Но при этом следует подвергнуть контролю не только социальные сети, а любые технологии, которые могут быть использованы при вербовке, а также ввести законы, регламентирующие ответственность за предоставление ложной информации. «Как справедливо отмечается в литературе, сегодня необходимо обеспечить охрану общественных отношений, направленных на создание условий для нормального функционирования потенциально опасных технологий, единым комплексом взаимосвязанных уголовно-правовых норм.» Если говорить более конкретно, то в системе мер уголовно-правового характера следует повысить меру наказания за заведомо ложное оповещение об акте терроризма. Беря во внимание последствия такого деяния, необходимо усилить уголовную ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), а также внести дополнительную расшифровку о признаках, которые его квалифицируют. Исследования способов совершенствования законодательства об ответственности за террористические акты и содействие террористической деятельности является актуальной и значимой темой, это обосновывается тем, что в настоящее время имеются серьезные проблемы, связанные с толкованием уголовно-правовых норм в этой области. Стоит отметить, что «современное уголовное законодательство России не разделяет терроризм на международный и внутригосударственный.» Важно указать, что фундаментом правового регулирования данного вида преступности является № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Данный закон крайне является обширным и много охватывающем, но тем не менее, есть моменты, которые необходимо совершенствовать, а следовательно, необходимо установить направления такого совершенствования. Совершение на территории страны множество действий террористической направленности приводит к неизбежному пересмотру ответственности и ужесточению уголовной политики, по средства введения дополнительных правовых норм, направленных на усиление мер ответственности за содействие или совершение террористических актов, как было подмечено большим количеством исследователей, на сегодняшний день, это является негласной тенденцией уголовного законодательства Российской Федерации. Невозможно не отметить очень важный «пробел» законодательства, неоднократно отмеченный многими экспертами и исследователями, суть «пробела» заключается в неравномерности развития законодательства на уровнях власти, создание правовой основы борьбы с терроризмом на муниципальном уровне на сегодняшний день в значительной мере уступает от проработки и решения этих задач на региональном и федеральном уровнях. Еще одной значимой проблемой в Уголовном Кодексе Российской Федерации можно обозначить недостаточное внимание финансированию данной противозаконной, деятельности, а именно отсутствует подразделение/классифицирование ответственности, в основе которого лежала бы сумма, направленная на финансирование. Очевидно, что в современном обществе не поощряется и презирается сама суть выделения денежных средств на развитие деятельности, которая несет губительные последствия для человечества, и как следствие данное деяние должно пресекаться и виновные обязаны понести наказание в должной мере, а это значит, что данное положение должно быть закреплено на законодательном уровне, но стоит брать во внимание положение ч. 2 ст. 14 УК РФ, которая раскрывает особенности малозначительности деяния. Осознавая масштаб глобальной, как было отмечено ранее, проблемы, за все преступления имеющие террористический вектор, а также деяния, способствующие террористам в достижении их цели, необходимо ужесточить меру уголовной ответственности, а также дополнить виды наказания к лишению свободы на определенный срок, пожизненному заключению либо смертной казни. Одновременно допустимо конкретизировать перечень видов наказания за преступления, предусмотренные ст. 205, 205.1–205.5 и 206 УК РФ.
 

Список литературы

  1. Некишев, А. В. Пути совершенствования нормативной правовой базы по противодействию технологическому терроризму [Текст] / А. В. Некишев // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. — 2010. — № 1 (14). — С. 25–27.
  2. Кокоева, Л. Т. Совершенствование уголовной ответственности за преступления террористической направленности [Текст] / Л. Т. Кокаева, А. Э. Колиева, Я. В. Гармышев // Всероссийский криминологический журнал. - 2019. - № 1. – С. 1-7.
  3. Российская Федерация. Законы. О терроризме [Текст] : Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» / Российская Федерация. Законы // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 11. - Ст. 1146.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary