СКЕТЧБУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

СКЕТЧБУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (66), май ‘22

Дата публикации 22.05.2022

Поделиться

Данная статья посвящена вопросу развития творческих способностей обучающихся при самостоятельном изготовлении скетчбука. Скетчбук – это своеобразный блокнот, в котором можно делать зарисовки, фиксировать мысли и идеи, писать стихотворения или рассказы и т.п. При изготовлении данного объекта школьникам предлагается выбрать материалы для создания обложки, бумажного блока и способ оформления обложки. При этом они получают полную свободу для раскрытия творческого потенциала.

Многие считают скетчбук предметом постоянного пользования лишь художников. Но это не так. Скетчбук – это своеобразный блокнот, в котором можно делать зарисовки, фиксировать мысли и идеи, писать стихотворения или рассказы, прописывать планы на день, долгосрочные планы, какие-либо цели и желания [4]. Следовательно, вести скетчбук может любой человек. Но возникает тогда следующий вопрос. Чем же он отличается от обычного блокнота? Творческим подходом!

Дело в том, что говоря о содержании блокнота, большинство людей представляют себе обычные списки: покупок, дел на день, контактные телефоны и т.п. Но даже таких обыденных вещах можно писать красиво, оригинально.

Таким образом, ведение скетчбука позволяет реализовать творческую сторону личности. А в нашем случае, творческая деятельность рассматривается не просто как деятельность направлена на результат, т. е. создание какого-то нового объекта, но как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств личности: умственной активности, сообразительности, стремления добывать знания, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие и мн. др. [2, с. 107].

Но развивать творческие способности возможно не только при ведении скетчбука, но и при его создании.

Современный рынок предлагает большой выбор блокнотов и альбомов различного оформления, качества и стоимости. Но не так просто найти блокнот в приемлемом соотношении цены и качества, который бы при этом отражал индивидуальные особенности владельца. Решить проблему возможно созданием скетчбука своими руками.

И так как процесс изготовления любого объекта начинается с поиска информации, то особое место в развитии творческого потенциала принадлежит исследовательскому методу. После чего создаётся банк идей, выполняются эскизы, зарисовки, подбираются материалы. И именно здесь появляется огромная область для полёта фантазий.

Ведь скетчбуков существует огромное множество: с мягкой обложкой, с тканевой обложкой, деревянной или картонной; с обычными листами для печати или крафт-бумагой, картоном, глянцевой или акварельной бумагой [3]. Они отличаются не только функциональным назначением, но и плотностью.

При этом только оформление обложки представляет собой огромное поле для творчества, игры воображения. Здесь могут быть рассмотрены различные способы обработки материалом, изучены такие техники как пэчворк, пирография, скрапбукинг, различные виды вышивки и вязания, росписи по дереву, а также масса техник и приёмов рисования.

В зависимости от выбранных материалов подбирается способ соединения листов и крепления обложки. Листы могут быть соединены при помощи клея или колец, а также сшиванием, причем прошивать листы можно нитками, пряжей, лентами и различными шнурами, нередко используют специальные спирали из прочной проволоки [3]. Всё зависит, как было написано выше, от того, для чего необходим скетчбук, а значит от того, какие материалы было решено использовать.

Поскольку школьная программа по технологии не включает подобного раздела, реализовать работу по созданию скетчбуков возможно в рамках кружковой деятельности.

В своей книге «Учим творчеству» И.П. Волков выразил мысль о том, что творческий потенциал ребёнка может быть раскрыт в полной мере только в том случае, если дело, которым занимается обучающийся, соответствует его интересам, склонностям и индивидуальным способностям [1, с. 34].

А именно в этом может заключаться оригинальность кружка по созданию скетчбуков: в отсутствии определённых технологий, которыми должны овладеть учащиеся по итогу занятий. То есть школьники создают скетчбук исходя только из своих возможностей и фантазии, что в полной мере способствует раскрытию их индивидуальных способностей. Педагог при этом выступает в роли помощника-консультанта; он не говорит, что конкретно делать, а лишь указывает направление работы и корректирует действия учащихся, давая им полную свободу для раскрытия творческого потенциала.

С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, проявляют уверенность в своих силах и креативное отношение к осуществляемой деятельности [5, с. 68]. Следовательно, происходит развитие личности ученика, а не просто передача знаний, что является основной задачей современного стандарта обучения.

Список литературы

  1. Волков, И.П. Учим творчеству: опыт работы учителя труда и рисования школы №2 г. Реутова Московской области / И.П. Волков. – М. : Педагогика, 1988. – 96 с.
  2. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М. : Педагогика, – 1976. – 280 с.
  3. Скетчбук: индивидуальный проект и особенности его изготовления [Электронный ресурс] – Режим доступа : https: // tytpodelki.ru. – 23.04.2022.
  4. Что такое скетчбук и его особенности [Электронный ресурс] – Режим доступа : https: // artverve.ru. – 23.04.2022.
  5. Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е.Л. Яковлева. – М. : - Афина, – 1997. – 109 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее