Народные промыслы как база формирования знаний, умений и навыков у бакалавров дпи

Народные промыслы как база формирования знаний, умений и навыков у бакалавров дпи

В данной статье описывается декоративно-прикладное искусствои его изучение.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 27 (29), сентябрь ‘21

Поделиться

Сегодня наблюдается стремительный интерес к  народным промыслам.  Были созданы государственные мастерские по производству дымковской игрушки, жостовских подносов, городецкой росписи по дереву, лаковых миниатюр Палеха, и множества других народных ремесел. Прекрасное всегда доставляет людям радость, духовно и эстетически обогащает и развивает. Еще на заре истории люди, живя в очень суровых условиях, стремились украсить свое жилище и предметы быта. Во всем, что выходило из рук народного мастера, сделанное для семьи или подарка, нашел замечательное выражение опыт многих поколений в обработке различных материалов.

Значимость народных промыслом на занятии ДПИспособствует развитию художественно-профессиональных навыков бакалавра заключается в том, что в ней делается попытка представить деятельность педагога, направленную на развитие творческих способностей бакалавров на занятиях на основе изучения народных промыслов.

Использование знаний, полученных в процессе ознакомления с народными промыслами,  дает возможность не ограничивать учебный процесс строгими рамками, а предоставляет возможность изменить его в зависимости от интересов бакалавра.

Творческому развитию бакалавров ДПИ способствует изучение на занятиях различных видов народного творчества. Веками собирались и копились народом знания, вырабатывались свои традиции, свои секреты. Может возникнуть вопрос, а для чего нам современным людям нужны эти «устаревшие знания», и знания народного творчества.

Занимаясь декоративно-прикладным искусством, студенты могут практически применить и использовать полученные знания в различных областях, что в будущем может облегчить их процесс работы в качестве педагога. В процессе творчества учащиеся овладевают приемами и навыками работы с различными материалами и инструментами, развивают композиционное мышление и навык к воспроизведению различных изделий.

В.А.Сухомлинский подметил: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли….». В воспитании личности, способной к творчеству, на первый план выступает процесс творческой деятельности и только, как следствие его – результат труда.

Народное и декоративно-прикладное искусство России как неотъемлемая часть культуры русского народа. Категории народного искусства (традиция, коллективность, канон, новизна, современность). Традиция - основополагающая категория народного искусства, определяющая его развитие. Понятие "народный мастер". Истоки русского народного творчества.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов по направлению подготовки Декоративно-прикладное искусство профессиональных знаний, умений, навыков, необходимых для дальнейшего самостоятельного преподавания в системе среднего профессионального, дополнительного и высшего образования.

 В результате освоения программы бакалавр должен овладеть следующими результатами: формирования компетенции, способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития,  основные исторические понятия, хронологию исторических событий, даты и имена исторических деятелей России, основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории, логически мыслить, работать с источниками, выявлять причинноследственные связи различных событий и явлений в истории становления русских промыслов, проводить их сравнительную характеристику, анализировать изученный материал. Способность организовывать и осуществлять требования ФГОС СПО, содержание примерных или типовых  выполнять и демонстрировать элементы творческой деятельности, осваиваемые  основными навыками выполнения деятельности, осваиваемой учебной дисциплины, учебнопрофессиональную и учебновоспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных программ, учебников, учебных пособий по истории декоративноприкладного творчества. обучающимися, использовать педагогически обоснованные формы, методы и приёмы организации профессиональной деятельности обучающихся; применять знания в области профессиональных дисциплин к анализу профессионально-педагогических ситуаций; анализировать и представлять данные анализа профессионально-педагогических ситуаций.  Способами и методами формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности; навыками формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности.

  Подводя итоги, можно сказать, что  изучение народных ремесел в системе декоративно-прикладного искусства обладает большими педагогическими возможностями и перспективами,  является источником познания, важным элементом в  истории искусств, свойствах и принципах декоративной композиции и стилизации.

Список литературы

  1. Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. 1990. -М.: Сов. художник. – с. 32.
  2. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. -М.: Сов. Художник.- 1986. – с. 286.
  3. В. С. Воронов. Крестьянское искусство. - М.: Госиздат. – 2000. - с. 17
  4. Ивахнова Л. А., Концепция и содержание программы подготовки магистра по направлению «Художественное образование. Изобразительное искусство» // Омский научный вестник. Серия: Общество, история, современность. — Омск. - 2011. — № 3(98). — с. 188–192.
  5. Ивахнова, Л. А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного. искусства : учеб. пособие. ... ISBN 978-5-8268-1800-8 2
  6. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я Шпикаловой. 5—8 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М. : Просвещение. - 2012. — с. 157.
  7. Абросимова А.А. и др. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - Учебн. пособие по ПТУ 2-е издание.- 1984. – с. 159.
  8. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. -М. - Политиздат.- 1989. - с. 333.
  9. Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий: Учебник для худ. пром. училищ и училищ прикладного искусства. -М.: Сов. Художник.- 1984. – с.207.
  10. Александров В.Н. История русского искусства. - Минск: Харвест. - 2004- с.324.
  11. Л.Н. Будкевич. История орнамента: учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений, обучающихся по спец. “Изобразительное искусство” - М.: Гуманитар. - 2008. – с.200.
  12. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство. - М.: ФОРУМ. - 2010. – с. 450.
  13. Плеханов А. В. Национальные лики педагогических универсалий: проблемы теории и истории русской педагогики // Владимирский гос. педагог. Университет. - 2005–с. 331.
  14. Девин П. О. О национальном русском воспитании. // Русская школа. -1916-. № 2–3. с. 11.
  15. Шатунова О. В., Современные виды декоративно-прикладного творчества: Учебное пособие / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ. - 2015. — с. 148.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary