ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

11

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (52), февраль ‘22

Дата публикации 11.02.2022

Поделиться

В статье рассматривается проблема творческой деятельности на уроках окружающего мира. Приведены примеры заданий для развития мышления.

Знания о природе несколько сотен лет назад получали из рукописной литературы и Библии. На уроках естествознания обсуждались строение неба и земли, свойства предметов живой и неживой природы, метеорологические явления и многое другое.

Первая книга XV в., по которой дети обучались на Руси – это сборник рассказов «Физиолог». В данной книге говорилось о сотворении мира, географические, ботанические сведения о разнообразии и свойствах растений и животных.

Естествознание было введено в школах только в 1786 г., до этого все обучались по древним источникам. Автором являлся В. Ф. Зуев, хотя он не указывался в учебнике. Его первый учебник назывался «Начертание естественной истории».

В нем рассматривались 3 главы:

  • «Ископаемое царство» - неживая природа
  • «Прозябаемое царство» - ботаника
  • «Животное царство» - зоология.

Учебники, которые вышли ранее, составлялись по другой системе: сначала изучались животные, затем растения, и только в конце минералы. Такое деление просуществовало до ХХ века.

Творческая деятельность – специфический вид активности человека, который направлен на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности: декоративно – прикладная и художественно-эстетическая.

Проблема творчества является очень актуальной в наше время. За последние десятилетия в школе обучение детей математике и русскому языку строилось на иллюстративном методе обучения, при котором все сообщалось в готовом виде. Задача учащихся состояла в том, что они должны воспринять, запомнить и воспроизвести данную информацию. Таким образом, творческое мышление у детей практически не развивалось. В процессе обучения окружающему миру каждый должен быть познакомлен с сущностью творческого процесса, с методами изучения творчества, все это для того чтобы формировать качества творческой личности у младших школьников.

Младшим школьникам интересно всё. Они хотят узнавать о птицах, о животных, о растениях. Учитель должен направить их в правильное русло и поддерживать их интересы. Это можно сделать при помощи дидактических игр, загадок, стихотворений, экскурсий, наблюдения, опытов и т.д. Все это помогает выявить творческие способности детей, развить их мышление, активизировать познавательную деятельность.

Примеры загадок для начальных классов по предмету окружающий мир:

Зимой спит, летом малинник да ульи ворошит (медведь).

Эта ягодка такая: сначала горькая, но после морозца сладкая (рябина).

 Низок да колюч, сладок да пахуч. Если ягоды сорвешь, руку больно обдерешь (крыжовник).

 На болоте росла, очень кислая была (клюква).

 Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги (подорожник).

 На дне реки всегда лежит и усами шевелит (сом).

 Ночной охотник эта птица — большая голова, говорят, она мудра (сова).

 Что за дерево стоит — ветра нет, а лист дрожит? (осина).

Пример задания для 1-2 класса.

Распределить слова по столбцам.

1. Что умеют делать животные?

2. Что умеют делать и человек, и животные?

3. Что умеет делать только человек?

Слова: дышать, охотиться, бежать, разговаривать, рисовать, впадать в спячку, летать, кататься на велосипеде, думать, петь.

Данная игра поможет развить мышление, узнать много нового.

Также совместно с учащимися можно посадить комнатное растение, наблюдать, ухаживать за ним, видеть, как оно меняется. Дети почувствуют ответственность за это растение, они смогут понять, как в дальнейшем обращаться с растительным миром. Это опять же является творческой деятельностью.

Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится творческая деятельность ребенка, а именно развитие его творческих способностей.

Список литературы

  1. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. - СПб.: Питер, 2002. - 212 с.
  2. Клепинина З.А. Развитие Экологической грамотности учащихся// Начальная школа. - 2011. - №1. - с.53-56
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее