В настоящее время увеличивается количество детей с речевыми патологиями, а в частности, с общим недоразвитием речи, поэтому проблема нарушения словообразовательных компетенций является актуальной на сегодняшний день.
По мнению Т. Ф. Ефремовой словообразование – это образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова
Вопросами изучения данной проблемы занимались Р.И. Лалаева, Т.Ф Ефремова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Т.В Туманова, Н.В. Серебрякова, В.М Акименко, Е.Ф Архипова и др.
Исследуя этот вопрос формирования у детей навыков словоизменения и словообразования разных частей речи, мы отметили, что именно со словоизменением имён прилагательных у дошкольников с ОНР 3 уровня наблюдаются наибольшие трудности. Развитие навыков словообразования и словоизменения прилагательных осуществляется у них в более поздние сроки, как правило, тогда, когда дети уже владеют системой словоизменения и словообразования имён существительных [3].
Для определения уровня развития навыков словообразования и словоизменения имён прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, мы провели констатирующий эксперимент.
Обследование, вполне, применимо к детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня. Теоретические сведения подкреплены практическим экспериментом, констатирующим особенности владения навыками словообразования и словоизменения имён прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Экспериментальной базой стал МАДОУ № 43 г. Сухой Лог. В обследовании участвовало 5 детей в возрасте 6 лет (работа проводилась индивидуально с каждым ребёнком).
Для констатирующего эксперимента нами был разработан протокол обследования с опорой на диагностический материал таких авторов, как: В.М Акименко, Р.И Лалаева, Л.Н Ефименкова, разработана бально-уровневая система оценивания полученных результатов[1].
Обследование словообразовательных компетенций включало следующие разделы:
1. Раздел «Понимание признаков предметов»
Обследование понимания слов, обозначающих цвет и прилагательных номинативного лексического значения.
Пример: Обозначения цветов: красный, синий, зеленый, желтый, голубой, белый, черный, коричневый, сиреневый, оранжевый.
2. Раздел «Словарь»
Пассивный словарь. Активный словарь.
Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, а также слова.
Существительные
Пример: Семья: бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь, брат, сестра.
Прилагательные
Пример: Вкусовые ощущения: вкусный, кислый, сладкий, горький.
Глаголы
Пример: Кто как передвигается: скачет, прыгает, ползает, бегает, стоит, летает, плавает, сидит, идет, лежит, едет, играет, пьет, рубит, стирает, причесывается, слушает, варит, кормит, моется, ест.
3. Раздел «Словообразование» Обследование умения детей согласовывать прилагательные с существительными в именительном и творительном падеже в мужском, женском и среднем роде; с существительными в именительном, винительном, родительном падежах в мужском, женском и среднем роде; с существительными в родительном падеже множественного числа.
Пример задания: Закончите предложения, добавив недостающие слова. Перескажите текст, как запомнили.
а) Набежало... . Скрылось... . Подул... . Помялась... . Потемнел. . . . Полил . . . . Загремел . . . . Сверкнула . . .
Слова для справок : облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.
б) Облако ... Солнце ... Ветер ... Пыль ... Лес ... Дождь ...Гром ... Молния ...
4. Раздел «Словоизменения»
Образование качественных прилагательных со значением малой степени качества, отглагольных, относительных, притяжательных, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, простой сравнительной степени прилагательного. Материалом исследования служат слова и словосочетания: кислый – кисловатый, сладкий – сладковатый, длинный – длинноватый, хитрый – хитроватый, зеленый – зеленоватый.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Если сметана очень кислая, то ее так и называют кисла, а если сметана чуть кислая, то говорят кисловатая». Далее детям предлагается образовать слова по данному образцу.
Образование относительных прилагательных
Материалом исследования служат картинки и словосочетания, называющие из чего сделан предмет: стол из дерева, шляпа из соломы, шапка из меха, шарф из шерсти, ножницы из металла, мяч из резины, салфетка из бумаги, чайник из фарфора, ком из снега, ключ из железа, сумка из кожи, коробка из картона, труба из кирпича, подушка из пуха, платок из шелка, платье из ситца.
Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Банка сделана из стекла, поэтому мы говорим: «Банка стеклянная». Затем дается следующая инструкция: «Если стол сделан из дерева, то какой он?».
Максимальное количество баллов за каждое задание раздела – 5.
Оценки выставлялись по следующим критериям:
5 баллов - задание выполняется правильно и самостоятельно;
4 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
3 балла-задание выполняется с ошибками, но при повторном повторении инструкции, ребенок их исправляет
2- балла - задание выполняется с ошибками, в ходе работы самостоятельно не исправляются;
1- балл - задание выполняется неправильно, требуется активная помощь взрослого.
Исходя из данной системы оценок, мы определили пороговые значения в баллах для уровня сформированности навыков словообразования и словоизменения имен прилагательных.
Значения представлены ниже:
От 65 до 80 баллов –высокий уровень. Полное, самостоятельное выполнение заданий, точность, полнота использования лексики, интонационная выразительность, активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого раза
От 49 до 64 баллов – выше среднего. Навыки сформированы на достаточном уровне, отдельные неточности, затруднения, единичные аграмматизмы, наличие самокоррекции, незначительная помощь в виде подсказок.
От 33 до 48 баллов средний уровень – затруднения, аграмматизмы, задания по словообразованию выполнены правильно после стимулирующей помощи.
От 17 до 32 баллов – уровень ниже среднего. Необходимость помощи со стороны экспериментатора, бедность, неточность лексики, грубые аграмматизмы, большинство ответов – неверно образованная форма, ребенок не проявляет активности и инициативности при общении. Отсутствие интереса к заданию, невнимательность, речь интонационно невыразительна.
От 1 до 16 баллов – низкий, навыки не сформированы, неумение реализовать поставленную задачу, отказ от выполнения заданий [4].
Проводимый нами констатирующий эксперимент, проведенный в МАДОУ № 43 г. Сухой Лог показал, что среди 5 детей 6 лет с ОНР 3 уровня 60% владеют навыками словоизменения и словообразования имён прилагательных на уровне ниже среднего, 20% на уровне выше среднего и 20% детей владеют указанными навыками на низком уровне. Высоких результатов, среди детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня не выявлено. Дети совершали большое количество ошибок, многие не выполняли, могли отказаться от задания. Ошибки были как в словообразовании, так и в словоизменении прилагательных. Примеры ошибок: «подушка из пера – пушинная подушка», «варенье из малины – мальвинное варенье», «банка из стекла- стекольная» и т.п.
Вместо прилагательных «высокий – низкий», «толстый – тонкий», «широкий- узкий», дети заменяли их на сравнение по величине -«большой –маленький».
Так же нами было отмечено, что дети редко используют прилагательные в собственной речи, признаки предметов воспитанники называли лишь при повторении инструкции.
Таким образом, у большинства детей низкий уровень сформированности навыков словообразования и словоизменения имён прилагательных у детей экспериментальной группы. В дальнейшем мы планируем опираясь на труды отечественных авторов, а также, на игровую терапию, создать специальную систему заданий и упражнений по усовершенствованию развития навыков словоизменения и словообразования имён прилагательных в речи старших дошкольников с ОНР 3 уровня.
Список литературы
- Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 77 с.
- Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Астрель, 2007. – 224 с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: дети с общим недоразвитием речи. М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.