Особенности слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ii уровня

Особенности слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ii уровня

Детям, имеющим некоторые отклонения от нормы в развитии, присущи недостатки в речевом развитии, обусловленные специфическими особенностями формирования памяти. В статье рассматриваются исследования авторов, занимающихся данной проблемой.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 37 (39), ноябрь ‘21

Поделиться

Слухоречевая память – запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала, воспринятого на слух.

Слухоречевая память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

У детей с общим недоразвитием речи отмечается нормальный слух и интеллект, но нарушается правильное формирование всех компонентов речевой системы, которые относятся к ее смысловой и звуковой стороне [5].

Речевая недостаточность оказывает большое влияние на развитии процессов памяти. У детей с общим недоразвитием речи при относительно сохранной логической и смысловой памяти снижены вербальная память, продуктивность, в отличие от нормально развивающихся детей[9]. Дети могут выполнять задания в другой последовательности, опуская некоторые элементы заданий.

Изучение особенностей процессов памяти у детей с общим недоразвитием речи очень важно, так как это поможет выявить, в какой степени и каким образом развивается память, определить её состояние и подобрать адекватные методы коррекции.

Исследованием памяти детей с общим недоразвитием речи занимались такие авторы как Л.И Белякова, И.Т Власенко, Ю.Ф Гаркуша и 17 др. В проведенных ими исследованиях было установлено, что у детей с общим недоразвитием речи преимущественно нарушено развитие слухоречевой памяти. В связи с тем, что нарушение памяти может привести к глобальным трудностям при овладении школьной программой, а после и во всей жизни, закономерно появляется вопрос о необходимости проведения правильной коррекционной работы. Изучение данной темы, а именно специфики развития слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи достаточно подробно было проведено Т.Н. Волковской.

 В ходе исследований, проведенных И.Т. Власенко, было выявлено небольшое общее снижение объема слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, также была установлена взаимосвязь между уровнем слухоречевой памяти и уровнем речевого развития. Изучая слухоречевую память у детей с нормой развития, автор выявила, что снижен объем и продуктивность запоминания. Так, если сравнивать детей, у которых речевое развитие находится в норме и детей с общим недоразвитием речи, то становится заметным снижение слухоречевой памяти у детей с данной патологией речи, также продуктивность запоминания у них будет ниже по сравнению с детьми без речевого диагноза.

 А.А Алексеева, И.П. Лямина пишут о том, что неполноценность языковых систем у данной группы детей проявляется в том, что они сопровождаются различными нарушениями неречевых процессов. Детям, имеющим общее недоразвитие речи, характерна заторможенность процессов по переработки сенсорной информации, низкая работоспособность; у них недостаточно сформированы такие психические функции как: логика, внимание слуховое и зрительное, восприятие и память.

 В работах В.А. Калягина указывается, что у детей с ОНР преобладает смысловая память, кратковременная память. Так, дети с общим недоразвитием речи используют иную стратегию для запоминания вербального материала, так как при запоминании опираются не на смысловые характеристики речевого материала, а на перцептивные. Автор отмечает связь между речевой недостаточностью с другими сторонами психического развития. Так речевое недоразвитие обеспечивает специфические особенности формирования памяти. Он рассматривает, что нарушения речи влияют негативно на формирование других психических процессов, таких как мышление, внимание, а также на формирование сенсорной и интеллектуальной сфер ребенка. Осознанно ребенок начинает запоминать после того, как у него появляется речь и чем больше развивается речь, тем процесс запоминания более совершенствуется [3].

Детям, имеющим некоторые отклонения от нормы в развитии, присущи недостатки в речевом развитии, обусловленные специфическими особенностями формирования памяти. Например, продуктивность непроизвольного запоминания ниже, чем у детей при нормальном развитии. Дети с ОНР II уровня слабо владеют приемами смыслового заучивания, плохо контролируют себя при воспроизведении заученного; недостаточно активны при выполнении мнемической деятельности, что проявляется в снижении старания вспомнить заученное[4]. Воспроизведение заученного отличается недостаточной точностью: при дословном повторении несложного текста допускается много ошибок. Поскольку дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития памяти, поэтому важна ее диагностика с целью выяснения, преодоления и коррекции тех особенностей, которые накладывают на ее формирование речевые нарушения. Диагностика особенностей памяти важна для решения задач дошкольной, школьной психодиагностики. В этом отношении возраст 7-8 лет представляет особый интерес для исследования, поскольку на данном возрастном этапе происходят значительные перестройки структурно-функциональной организации мозга, наблюдается интенсивное созревание межцентральных связей 19 корковых областей, совершенствуются механизмы когнитивных функций [6].

Особенности памяти детей с общим недоразвитием речи II уровня ярко отличаются от развития процессов, нормально развивающихся сверстников[10].

У детей снижена продуктивность непроизвольного запоминания, ярко проявляется недостаточная активность при выполнении мнемической деятельности, воспроизведение заученного материала отличается недостаточной точностью, а также снижены показатели вербальной и логической памяти.

Исследования И.Т. Власенко показали большие различия в объеме слухоречевой памяти, а также некоторое общее снижение данной функции у детей с ОНР. При этом прослеживается взаимосвязь уровня слуховой памяти и уровня речевого развития. Так, у детей с задержкой речевого развития выраженных различий в объемах словесной и зрительной памяти не наблюдается. При исследовании преднамеренного запоминания, с помощью методики «10 слов» А.Р. Лурия и др., у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей: они медленнее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, ниже.

Исследуя процессы памяти у детей с ОНР, И.Ю. Левченко и Т.И.Дубровина выделили 3 группы детей с разными уровнями проявления мнестических процессов [7]. Авторы описывают низкий уровень сформированности мнестических процессов, который был выявлен у 20 % детей с общим недоразвитием речи. Средний уровень сформированности был выявлен у 36 % детей с патологией. Достаточный уровень сформированности мнестических процессов был выявлен у 44 % детей.

А.С. Иванова и Е.П. Андреева, изучая процессы запоминания материала и воспроизведения у детей с общим недоразвитием II уровня, выявили, что память обладает следующими особенностями как замедленность, непрочность и неточность воспроизведения[8].

В исследованиях Т.В. Емельяновой указывается, что у детей с речевыми нарушениями третьего уровня дефицит слуховой памяти проявлялся и в неточном воспроизведении заданного порядка слов: пограничные значения данного параметра отмечены 8,70 % детей. Исследования памяти (по методике Э.Г. Симерницкой «Лурия-90») показало, что у детей с II уровнем общего недоразвития речи достоверно чаще, чем у детей с IV уровнем общего недоразвития речи встречался низкий объем слуховой памяти [2].

 Исходя из этого, недостатки в развитии слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР имеет вариативный характер проявления. Обнаруженные недостатки памяти, согласно разным ее характеристикам, считаются необходимым компонентом в структуре компонентов нарушения развития ребенка. Присутствие своеобразных отличительных черт слухоречевой памяти детей старшего возраста с нарушениями речи говорит о потребности изучения и исследования определения направлений коррекционного воздействия.

Список литературы

  1. Волковская, Т.Н, Юсупова, Г.Х. Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи/ Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. М: Книголюб, 2004. 104 с.
  2. Емельянова, Т.В. Показатели зрительной и слуховой памяти/Т.В.Емельянова, Д.А. Малышев//Новые исследования. 2011. №27(1). С.34-42.
  3. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Калягин. М: Академия, 2006. 320 с.
  4. Лебединская, К.С. Задержка психического развития. Хрестоматия: Детская патопсихология /К.С. Лебединская. М: Когито-центр, 2000. 110 с.
  5. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебнометодическое пособие. СПб.: «ПРЕСС», 2009. 64 с.
  6. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. М: Академия, 2002. 232c.
  7. Черепкова, Н.В. Особенности слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития/ Н.В. Черепкова, Т.А. Нечитайло //Актуальные проблемы педагогики и психологии: мат-лы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2013. С. 1–5.
  8. Когнитивная психология памяти/под ред. У. Найссера, А. Хаймен. М: Прайм-Еврознак, 2005. 640 с.
  9. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада/Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. М: МГЗПИ,1993. 103с.
  10. Фарбер Д.А. Функциональная организация развивающегося мозга и формирование когнитивной деятельности// Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты / под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер, Т.Г. Бетелева, , А.С. Горев, Н.В. Дубровинская, Р.И. Мачинская, М: Образование "от А до Я", 2000. С. 82-103.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary