РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

259

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 10 (211), Март ‘25

Поделиться

В данной статье рассматривается процесс развития высших психических функций младших школьников, таких как внимание, память и мышление.  Рассматривается несколько теоретических подходов к определению и их спецификам в контексте возрастных особенностей детей. Кроме того, анализируются условия, способствующие эффективному развитию этих функций в образовательном процессе. Учитывая, что младший школьный возраст является ключевым периодом для формирования когнитивных процессов, статья подчеркивает значимость создания благоприятной образовательной среды для оптимального развития высших психических функций у детей.

Высшие психические функции (ВПФ) представляют собой сложные когнитивные процессы, которые обеспечивают управление поведением и адаптацию к окружающему миру. К числу высших психических функций относят внимание, память, мышление, речь, воображение. В младшем школьном возрасте (6-11 лет) эти функции активно развиваются, так как происходят изменения в психическом развитии ребенка, а также перемены в социальном взаимодействии.

Одним из первых ученых, который начал системно исследовать высшие психические функции, был Лев Выготский. В его работах подчеркивается, что ВПФ формируются через социальное взаимодействие и культурные инструменты [Выготский, 1982, с. 45]. Выготский выделил несколько этапов в развитии высших психических функций, делая акцент на социальном взаимодействии.

Жан Пиаже также внес значительный вклад в изучение высших психических функций. Он рассматривал мышление как ключевую составляющую когнитивного развития, описывая различные стадии, через которые проходит ребенок, начиная от конкретного мышления с переходом к абстрактному [Пиаже, 1994, с. 33]. Пиаже подчеркивал, что дети активно конструируют свои знания, опираясь на опыт и взаимодействие с окружающим миром.

Алексей Леонтьев, развивая идеи Выготского, предложил свою интерпретацию высших психических функций, акцентируя внимание на их деятельностном аспекте. Он отмечал, что ВПФ формируются в процессе возникающего в деятельности опыта, что делает их динамичными и изменчивыми [Леонтьев, 2005, с. 78].

Рассмотрим подробнее такие ВПФ, как внимание, мышление и память.

Внимание — одна из высших психических функций, которая позволяет ребенку концентрироваться на определенных объектах или действиях. У детей младшего школьного возраста наиболее развито непроизвольное внимание, им легче сосредотачиваться на ярких образах и картинках, которые вызывают интерес, чем усилием воли концентрироваться на каких-либо объектах, но уже в первые учебные годы внимание становится более целенаправленным и самостоятельным.

Для эффективного развития внимания необходимо создавать учебные ситуации, которые будут стимулировать интерес к выполнению заданий. Дополнительные образовательные программы, использующие игровые элементы, могут значительно повысить уровень концентрации и устойчивости внимания детей младшего школьного возраста.

Память является важным компонентом высших психических функций, которая обеспечивает сохранение и воспроизведение информации. У младших школьников активно развиваются как кратковременная, так и долговременная память. Можем отметить преобладание зрительной памяти над слуховой. Для гармоничного развития памяти можно использовать мнемотехники и ассоциативные методики в образовательном процессе.

Также важную роль играет эмоциональная составляющая процесса обучения. Позитивные эмоции значительно улучшают способность к запоминанию, а также развивают мотивацию на дальнейшее обучение.

Мышление младших школьников начинает приобретать более сложные формы. Дети становятся способными к логическому анализу и систематизации информации. В начале школьного обучения дети используют наглядно-действенные формы мышления, но к концу младшего школьного возраста начинают переходить к наглядно-образному и абстрактному мышлению.

Методы, основанные на проблемном обучении и решении задач, могут эффективно развивать мышление. Проекты и групповые работы ускоряют процесс формирования критического и творческого мышления у детей младшего школьного возраста.

Следует отметить также, что высшие психические функции младших школьников обладают следующими специфическими чертами:

  1. Непостоянство и изменчивость. ВПФ у детей могут проявляться неравномерно в зависимости от различных факторов, таких как настроение, условия обучения и индивидуальные черты личности.
  2. Зависимость от внешних факторов: внешняя среда и социальные взаимодействия оказывают значительное влияние на развитие высших психических функций. Программа дополнительного образования может стать важным инструментом для коррекции и стимулирования этих процессов.
  3. Эмоциональная предрасположенность: эмоции играют важную роль в процессе обучения, и положительное эмоциональное состояние может способствовать лучшему усвоению информации и формированию устойчивых навыков [Рубинштейн, 1997, с. 144].
  4. Увлеченность и любопытство: младшие школьники обладают естественным интересом к новым знаниям, что делает их обучение более эффективным в условиях разнообразной образовательной среды.

Для успешного развития высших психических функций в младшем школьном возрасте необходимо учитывать ряд условий:

  1. Создание развивающей образовательной среды. Образовательная среда должна достигать сразу множество целей и стимулировать желание учиться. Разнообразные формы и методы (групповая работа, проекты, экскурсии) способствуют активному вовлечению детей в процесс обучения.
  2. Индивидуальный подход. Учет индивидуальных интересов и особенностей ребенка позволяет устанавливать комфортное общение, а также способствует повышению уровня мотивации и эффективности обучения.
  3. Эмоциональная поддержка. Позитивная атмосфера в классе, поддержка со стороны учителей и родителей способствуют формированию уверенности у детей и увеличению их желания учиться.
  4. Интеграция разных дисциплин. Использование кросс-дисциплинарных подходов позволяет детям лучше увидеть взаимосвязь между предметами и развивать общее мышление.

Развитие высших психических функций у младших школьников — это сложный и многогранный процесс, который требует внимания со стороны педагогов, родителей и исследователей. Понимание особенностей ВПФ и условий их развития в образовательном процессе позволяет оптимизировать методы обучения и создать эффективные образовательные программы. Образовательные практики, направленные на формирование внимания, памяти и мышления, будут способствовать гармоничному развитию детей, их успешной социализации и успехам в учебной деятельности.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Мышление и речь. – Москва: Педагогика, 1982. – С. 45
  2. Леонтьев, А. Н. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Москва: Академия, 2005. – С. 78
  3. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. – Москва: Педагогика – Пресс, 1994. – 528 с.
  4. Психологический словарь / Под ред. Зинченко, В. П., Мещеряков, Б. Г. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.
  5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – Москва: Академия, 1997. – С. 144
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее