Введение:
В условиях усиливающейся интеллектуальной нагрузки, свойственной обучению в высших учебных заведениях, вопрос поддержания и развития когнитивных функций у студентов приобретает особую актуальность. Недавние исследования подчеркивают значительную связь между физической активностью и когнитивным функционированием.
Занятия спортом, особенно командными видами, требующими высокой концентрации внимания, быстрого принятия решений и слаженной работы в коллективе, потенциально могут оказывать положительное влияние на когнитивные способности студентов. Волейбол, как интенсивный вид спорта, предполагает постоянный анализ ситуации, стратегическое мышление и быструю реакцию, что способствует положительному влиянию на центральную нервную систему.
Теоретическое обоснование влияния волейбола на когнитивные функции
Влияние физической активности на когнитивные функции может быть объяснено несколькими нейрофизиологическими механизмами:
1. Физическая активность способствует увеличению кровотока в мозге, что обеспечивает лучшее снабжение нейронов кислородом и питательными веществами.
2. Физические упражнения могут стимулировать образование новых нейронов в гиппокампе, области мозга, отвечающей за память и обучение.
3. Физические упражнения способствуют снижению уровня стресса и тревоги, что положительно сказывается на когнитивных функциях.
4. Волейбол требует планирования, контроля импульсов и переключения внимания, что способствует развитию исполнительных функций, связанных с префронтальной корой головного мозга.
Волейбол как средство развития когнитивных функций студентов
Занятия волейболом, в силу своей специфики, обладают рядом преимуществ в контексте развития когнитивных способностей студентов:
1. Необходимость постоянного слежения за мячом, игроками и тактикой игры требует высокой концентрации внимания и переключения внимания между разными объектами.
2. Запоминание тактических схем, комбинаций и стратегий игры требует хорошей оперативной и долговременной памяти.
3. Анализ игровой ситуации, прогнозирование действий соперника и принятие быстрых решений способствуют развитию логического и стратегического мышления.
4. Умение работать в команде, взаимодействовать с другими игроками и координировать свои действия способствует развитию социальных когнитивных навыков.
5. Быстрота реакции необходима для выполнения различных игровых действий, таких как прием мяча, передача, блокирование и нападение.
Перспективы дальнейших исследований этой темы включают изучение влияния волейбола на различные компоненты когнитивных функций, например, различные виды внимания, а также исследование влияния различных режимов тренировок и уровней подготовленности на когнитивные показатели.
Вывод:
Эмпирические исследования, проведенные с использованием адекватных методических подходов, могут внести вклад в разработку программ физического воспитания, направленных на оптимизацию умственной деятельности и повышение академической успеваемости студентов.
Список литературы
- Коротаева, Е. Ю. Развитие физических качеств и функциональных возможностей средствами волейбола. Учебное пособие / Е. Ю. Коротаева. – Москва: Проспект, 2020. – 48 с. – ISBN: 978-5-392-21781-6
- Губа, В. П. Волейбол. Основы подготовки, тренировки, судейства / В. П. Губа, Л. В. Булыкина, П. В. Пустошило. – Москва: Спорт, 2019. – 192 с. – ISBN: 978-5-9500184-1-1