Экспериментальная работа была организована на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Объединенный детский сад». В эксперименте приняли участие 6 детей 5-6 лет старшей группы, речь которых в целом недоразвита [2].
В ходе экспериментальной работы нами было выявлено, что уровень развития коммуникативных навыков дошкольников с использованием ОНР недостаточен.
Работа, содержащая ряд рекомендаций по играм, наглядным пособиям, комплексам игровых приемов и организации, направленных на приобретение навыков общения на логопедических занятиях с дошкольниками, на основе анализа методической литературы определила содержание, которому необходимо следовать при общении с детьми этой категории [3].
Игры отобраны на основании анализа методической литературы авторов: Дыбиной О.В., Черкасовой Е.Л., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В.
Таблица 1 - Тематический план работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по развитию речи [1]
Тема |
Слова и фразы для общения |
Коммуникативные умения |
Тема недели: Игрушки. Помощник. |
||
Текст приветствия "Волшебные слова" Поздравления и пожелания. Форма: дидактическая и театрализованная игра игровая ситуация |
привет, доброе утро, привет, спасибо, спасибо, спокойной ночи, извините, пожалуйста, позвольте мне, сладких снов, пожалуйста. |
Уметь: уважительно общаться с учителями и детьми об интересах, игрушках и праздниках. Как просить прощения. Прощание перед сном Утренние приветствия; вежливые просьбы; как начать разговор, заранее обдумать свое сообщение или разговор и как закончить разговор. |
Тематическая неделя: одежда и обувь овощи и фрукты мебель, дом перевозки. |
||
Поведение в общественных местах: -В автобусе. В кино, в салоне красоты. - в магазинах - прогулки, экскурсии; Форма: игра-разговор игровые ситуации, упражнения, импровизации |
Разрешите пройти, как пройти, Спасибо, Привет, Извините, Как дела?, Вам нравится? Извините, что опоздал. |
Уметь: Вежливо просить людей о помощи или просьбах: Спросите цену хлеба. Узнайте, на какие экскурсии они ходят. Соблюдайте правильный темп разговора, соблюдайте естественный темп речевого общения, следите за мимикой, мимикой и жестами. Говорите бегло, выразительно, следите за громкостью речи, не кричите, говорите достаточно громко |
Тема недели: Семья, животные. |
||
культура общения. Тема занятия: - Знакомство. - поведение за столом; отойти; - обращение к взрослым; - разговоры о животных - дружная семья; · - О дружбе. |
Как тебя зовут, привет, спасибо, как самочувствие, любишь ли ты домашних животных? до свидания, приезжайте скорее и удачной поездки. |
Уметь: начать разговор с младшим или старшим коллегой, передать свои мысли и закончить разговор. Спросите о здоровье человека, узнайте: как вести себя за столом, в гостях. Встречать новых людей. |
Итоговый контроль показал положительную динамику развития коммуникативных навыков, сравнительный анализ показал, что количество детей со средним уровнем развития коммуникативных навыков осталось неизменным [4]. Количество высокоразвитых детей увеличилось на 33,3%, а количество детей с менее развитыми коммуникативными навыками уменьшилось на 33,3%.
Таким образом, результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, позволяют сделать вывод о том, что систематическое использование выбранных нами игр логопедами на занятиях по развитию коммуникативных навыков способствовало развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР.
Список литературы
- Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. ... канд. пед. Наук: Л.Р. Мунирова. - М., 2019. - 205 с.
- Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб.пособие для студ. Вузов. - 2-е изд., испр. – М.: Академия, - 2020. – 144 с.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 2021. – 232-235с.
- Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр "Академия", 2019. - 240 с.