АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

АНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 15 (113), Апрель ‘23

Дата публикации 21.04.2023

Поделиться

В статье проводится анализ логопедической работы формирования и развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Экспериментальная работа была организована на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Объединенный детский сад». В эксперименте приняли участие 6 детей 5-6 лет старшей группы, речь которых в целом недоразвита [2].

В ходе экспериментальной работы нами было выявлено, что уровень развития коммуникативных навыков дошкольников с использованием ОНР недостаточен.

Работа, содержащая ряд рекомендаций по играм, наглядным пособиям, комплексам игровых приемов и организации, направленных на приобретение навыков общения на логопедических занятиях с дошкольниками, на основе анализа методической литературы определила содержание, которому необходимо следовать при общении с детьми этой категории [3].

Игры отобраны на основании анализа методической литературы авторов: Дыбиной О.В., Черкасовой Е.Л., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В.

 

Таблица 1 - Тематический план работы по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на занятиях по развитию речи [1]

Тема

Слова и фразы для общения

Коммуникативные умения

Тема недели: Игрушки. Помощник.

Текст приветствия "Волшебные слова" Поздравления и пожелания.

Форма: дидактическая и театрализованная игра игровая ситуация

привет, доброе утро, привет, спасибо, спасибо, спокойной ночи, извините, пожалуйста, позвольте мне, сладких снов, пожалуйста.

Уметь: уважительно общаться с учителями и детьми об интересах, игрушках и праздниках. Как просить прощения. Прощание перед сном

Утренние приветствия; вежливые просьбы; как начать разговор, заранее обдумать свое сообщение или разговор и как закончить разговор.

Тематическая неделя: одежда и обувь овощи и фрукты мебель, дом перевозки.

Поведение в общественных местах:

-В автобусе. В кино, в салоне красоты.

- в магазинах

- прогулки, экскурсии;

Форма: игра-разговор игровые ситуации, упражнения, импровизации

Разрешите пройти, как пройти, Спасибо, Привет, Извините, Как дела?, Вам нравится? Извините, что опоздал.

Уметь: Вежливо просить людей о помощи или просьбах: Спросите цену хлеба. Узнайте, на какие экскурсии они ходят. Соблюдайте правильный темп разговора, соблюдайте естественный темп речевого общения, следите за мимикой, мимикой и жестами. Говорите бегло, выразительно, следите за громкостью речи, не кричите, говорите достаточно громко

Тема недели: Семья, животные.

культура общения. Тема занятия:

- Знакомство.

- поведение за столом; отойти;

- обращение к взрослым;

- разговоры о животных

- дружная семья; ·

- О дружбе.

Как тебя зовут, привет, спасибо, как самочувствие, любишь ли ты домашних животных?

 до свидания, приезжайте скорее и удачной поездки.

Уметь: начать разговор с младшим или старшим коллегой, передать свои мысли и закончить разговор. Спросите о здоровье человека, узнайте: как вести себя за столом, в гостях. Встречать новых людей.

 

Итоговый контроль показал положительную динамику развития коммуникативных навыков, сравнительный анализ показал, что количество детей со средним уровнем развития коммуникативных навыков осталось неизменным [4]. Количество высокоразвитых детей увеличилось на 33,3%, а количество детей с менее развитыми коммуникативными навыками уменьшилось на 33,3%.

Таким образом, результаты, полученные в ходе экспериментальной работы, позволяют сделать вывод о том, что систематическое использование выбранных нами игр логопедами на занятиях по развитию коммуникативных навыков способствовало развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР.

Список литературы

  1. Шашкина, Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр "Академия", 2019. - 240 с.
  2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 2021. – 232-235с.
  3. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. ... канд. пед. Наук: Л.Р. Мунирова. - М., 2019. - 205 с.
  4. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб.пособие для студ. Вузов. - 2-е изд., испр. – М.: Академия, - 2020. – 144 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary