Разграничение лиц, выполняющих управленческие полномочия, и должностных лиц

Разграничение лиц, выполняющих управленческие полномочия, и должностных лиц

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

354

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (65), май ‘22

Дата публикации 16.05.2022

Поделиться

В статье рассмотрено разграничение лиц, выполняющих управленческие полномочия, и должностных лиц.

В настоящее время уголовный закон содержит смежные составы преступлений, предусмотренных статьями 201 и 285 УК РФ, так как юридически данные нормы изложены одинаково, но основным отличием в них выступают признаки специального субъекта. Субъектами данных преступлений являются лица, выполняющие управленческие функции  и должностные лица.

При разграничении вышеуказанных субъектов следует руководствоваться прим.1 к ст. 201 УК РФ и прим. 1 к ст. 285 УК РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 19).

Стоит отметить, что Конституционный Суд РФ высказал позицию о том, что «ч. 1 ст. 201 УК РФ не содержит неопределенности, позволяющей произвольно устанавливать круг субъектов, подлежащих ответственности за указанные в ней действия, и предполагает установление и оценку полномочий лица в связи с совершенным деянием, причиненных им последствий и их социальной значимости (общественной опасности)».

В прим. 1 к ст. 201 УК РФ под лицом, выполняющим управленческие функции, понимается «лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно или временно выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческой организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления».

В соответствии с прим. 1 к ст. 285 УК РФ, должностными лицами являются лица: постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти; выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, субъектам РФ или муниципальным образованиям. Такие лица обеспечивают публичные интересы и имеют соответствующий статус.

Разграничение данных субъектов проводится по трем группам признаков: место работы (службы), характер выполняемых функций (полномочий) и правовое основание их наделения. Так, все места работы должностных лиц являются государственными или муниципальными: это государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные корпорации.

Местом работы лиц, выполняющих управленческие функции, всегда будет коммерческая организация основной целью деятельности которой, является извлечение прибыли, либо некоммерческая организация, не являющаяся государственным или муниципальным учреждением.

Характер выполняемых функций позволяет ясно определить перечень лиц, признаваемых должностными, и исключает вероятность расширительного толкования. По этому признаку можно отличить должностное лицо от других лиц, работающих в государственных и муниципальных органах, но выполняющих иные функции.

Законодатель в зависимости от характера выполняемых функций подразумевает три категории должностных лиц:

1)  наделенные функциями представителя власти;

2)  исполняющие организационно-распорядительные функции;

3)  исполняющие административно-хозяйственные функции.

Характер функций представителя власти обусловлен теми задачами, которые он выполняет, представляя органы законодательной, исполнительной или судебной власти. Он правомочен в пределах своих полномочий предъявлять требования, обязательные к исполнению гражданами, организациями, учреждениями, независимо от их ведомственной принадлежности. В содержание функций должностного лица входят организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, которые определены спецификой работы (службы). Верховный Суд РФ четко разъяснил в Постановлении Пленума ВС РФ № 19, что относится к этим функциям.

Управленческие функции осуществляются в экономической, гражданско-правовой, финансовой, организационно-правовой и иных областях, которые регулируются нормативными правовыми актами и учредительными документами, а результаты управленческой деятельности лица вызывают правовые и социально-экономические последствия. К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся, к примеру, генеральный директор, член правления акционерного общества. Такие лица будут нести ответственность только по ст. 201 УК РФ.

В судебной практике преступления должностных лиц и деяния лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, надлежаще понимаются и разграничиваются. Судьи указывают конкретные нормативные акты, регулирующие должностные полномочия субъекта. Ведь объем полномочий субъекта определяется его должностной функцией, которая закрепляется в специальных нормативных актах: инструкциях, уставах, приказах и т.п.

Так, к примеру, Свердловский областной суд отменил приговор по причине имеющихся недостатков, обвинительное заключение не содержало указаний на то, какими должностными функциями злоупотребил субъект, какие должностные полномочия она использовала вопреки интересам службы, и ссылок на нарушение положений должностной инструкции. Суд указал, что «перечисление в обвинительном заключении нормативных актов, которыми в своей деятельности должен руководствоваться субъект, без указания на конкретные функции, которыми она злоупотребила, считается недопустимым».

При этом, лица, выполняющие управленческие функции, несут ответственность за преступные действия в сфере экономической деятельности, а лица, выполняющие те же функции на предприятиях с определяющей долей государственной или муниципальной собственности, несут более строгую ответственность в соответствии с п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ – как должностные лица. Их разграничение должно обязательно проводиться по трем группам признаков: место работы (службы), характер выполняемых функций (полномочий и обязанностей) и правовое основание их наделения.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  2. Определение Конституционного Суда РФ от 18 июля 2017 г. № 1541-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бочарова О.С. на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 17,частью второй статьи 195, частью первой статьи 201 УК РФ, частью второй статьи 97 УПК РФ и статьей 75.1 УИК РФ» // СПС «Гарант».
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета. 2009. 30 октября.
  4. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 04.06.2018 по делу № 22-3382/2018 // СПС «Гарант».
  5. Быкова, Е. К вопросу о признании должностным лицом руководителей коммерческих организаций / Е. Быкова, С. Яшков // Уголовное право. 2015. № 3. С. 4–9.
  6. Юридическая ответственность органов и должностных лиц публичной власти: монография / И.А. Алексеев, Р.Э. Арутюнян, Л.Г. Берлявский и др.; под ред. И.А. Алексеева, М.И. Цапко. М.: Проспект, 2017. 128 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее