ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (92), Ноябрь ‘22

Дата публикации 18.11.2022

Поделиться

В представленном исследовании отмечается, что МЧС России выступает значимым субъектом административного процесса и призвано выполнять в сфере административной юрисдикции ряд функций в правоохранительной деятельности. Отмечается, что принятие должностными лицами МЧС России участия в разнообразных административных процедурах, составляющих основу административного процесса, направлено на привлечение виновных в нарушении российского законодательства лиц к административной ответственности.

Административная деятельность МЧС России – это общественные отношения в сфере государственного контроля (надзора), которые складываются при условии участия органов государственного контроля (надзора) в процессе реализации указанными органами деятельности предупреждающей, выявляющей и пресекающей нарушения обязательных требований, со стороны юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, путем организации и проведения проверок вышеуказанных субъектов, также организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, принимая предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также наблюдению за исполнением обязательных требований в сфере компетенции МЧС России.

Административный процесс - особое явление правовой реальности, обладающее ярко выраженной спецификой своего юридического содержания,

уникальной структурой. Административно-процессуальная деятельность органов исполнительной власти - вид юридического процесса, имеющий властный характер деятельности, регламентированная нормами процессуального права, деятельность волевая, нацеленная на достижение определенных юридических результатов в виде актов правоприменения.

Сегодня административный процесс в деятельности МЧС подразумевает повседневную административную деятельность без вмешательства суда, для реализации определенных полномочий в своей деятельности.

В целях совершенствования системы правового регулирования принятия властных решений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которая является одним из важнейших направлений деятельности органов административной власти, представляется целесообразно выделить связанные с ее спецификой особенности административного процесса, поскольку «отсутствие среди ученых-теоретиков единого подхода к пониманию административного процесса отражается на состоянии административного законодательства России». В данном контексте представляется актуальным развитие теоретического подхода, основанного на широкой трактовке понятия административного процесса, представителем которой является В. Д. Сорокин, определяя административный процесс как «процесс исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления». В соответствии с этой трактовкой административный процесс охватывает «не только юрисдикционную деятельность, т.е. деятельность по рассмотрению споров и применению принудительных мер, но и деятельность по реализации регулятивных норм, деятельность, так сказать, положительного характера». Данный подход и в на стоящее время разделяет целый ряд авторитетных ученых-административистов.

Как заметил В. Д. Сорокин, «исполнительная власть выражается не только в правоприменении, но и в таком важном качестве, как

правотворчество. Из трех ветвей власти только исполнительная власть обладает одновременно и правотворческими, и правоприменительными полномочиями». В сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера правотворческая деятельность органов исполнительной власти занимает заметное место. Это связано с особенностями предмета регулирования: во-первых, деятельность по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций характеризуется высочай- шими критериями упорядоченности и согласованности усилий всех осуществляющих ее субъектов; во-вторых, осуществление этой деятельности связано с установлением дополнительных требований и ограничений для граждан, организаций, субъектов предпринимательской деятельности, реализация которых предполагает наличие у субъектов административной власти соответствующих нормативных оснований.

Различия в правовом статусе участников административного процесса в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отражают различия, с одной стороны, в их положении как субъектов права, с другой стороны, их функций как субъектов социальной деятельности в условиях действительной или возможной чрезвычайной ситуации.

В свете задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера выделяются следующие группы субъектов административного процесса.

Первую группу составляют органы исполнительной власти и должностные лица различного уровня, в компетенцию которых входит издание нормативных и индивидуальных правовых актов, в том числе в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В эту группу входят Президент РФ, Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, главы администраций и др.

Вторая группа - это специализированные органы исполнительной власти, основные функции которых непосредственно связаны с управлением деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Таким органом является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), подчиняющееся непосредственно Президенту РФ и осуществляющий управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. МЧС осуществляет свою деятельность непо- средственно и через входящие в его систему органы: Государственную противопожарную службу, войска гражданской обороны, Государственную инспекцию по маломерным судам; аварийно-спасательные и поисково- спасательные формирования и др., а также территориальные центры МЧС.

Третья группа субъектов - участников административного процесса в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - это органы местного самоуправления. Перечень их полномочий для каждого из типов муниципальных образований (городской округ, муниципальный район, поселение) определен в ст. 14-18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который относит к компетенции этих органов организацию и осуществление мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Важной особенностью административного процесса в сфере регулирования отношений по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является развитая система сквозных межуровневых и межведомственных связей, объединяющая субъектов разных групп, в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕСЧС). Эта система охватывает органы управления, силы и средства федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Рос- сийской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Данная система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях, причем на каждом уровне имеются ее координационные органы. Правовой статус и деятельность ЕСЧС регулируется Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. No 794. Необходимость «горизонтальных» связей на уровне конкретной территории между «разнокачественными» субъектами управления деятельностью по защите населения и территорий от чрезвы- чайных ситуаций обусловлена особым свойством самой чрезвычайной ситуации - ее территориальной локализацией. Неслучайно в основе нормативной классификации чрезвычайных ситуаций лежит комплексная оценка их масштабов с точки зрения размеров охваченной бедствием территории, числа пострадавших людей, размера причиненного вследствие чрезвычайной ситуации материального ущерба, а соответственно и уровня органов государственной или местной власти, в компетенции которых находится управление ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации.

Четвертая группа участников административного процесса - это физические и юридические лица, не обладающие властными функциями в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, деятель- ность или жизнедеятельность которых оказывается так или иначе связанной с этой сферой. Эта связь может выражаться в нормативно установленных обязанностях осуществлять определенные действия либо воздерживаться от определенных действий в связи с наличием, угрозой или возможностью чрезвычайной ситуации.

Помимо указанных особенностей, специфика, связанная с предметной сферой административного процесса в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проявляется

в целом ряде аспектов, в том числе: в нормах, регулирующих предметную и территориальную подведомственность субъектов, правомочных принимать властные решения; в нормах, устанавливающих признаки, условия и порядок объявления особых режимов; в нормах, устанавливающих административную ответственность за правонарушения, связанные с угрозой чрезвычайной ситуации или совершенные в условиях чрезвычайной ситуации.

Список литературы

  1. Попова Н.Ф. Административное право: учебник и практикум для вузов / Н.Ф. Попова. 5-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2022. 333 с.
  2. Ракша Н.С. Особенности административно-процессуальной деятельности как составляющей юридического процесса / Н.С. Ракша // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. 2018. No 6. С. 22-31.
  3. Таджибов В.Р. Виды и правовой статус участников административно- процессуальной деятельности МЧС России / В.Р. Таджибов // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2016. No 3 (39). С. 22- 30.
  4. Дымков А.В. Анализ деятельности организаций и различных категорий сотрудников МЧС России на основе сущности и содержания государственной правоохранительной службы / А.В. Дымков, С.Н. Грязнов, Г.С. Черных // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. Т. 4. No 2 (7). С. 57-70.
  5. Зернов С.И. Административное расследование правонарушений в области пожарной безопасности и его экспертное обеспечение: учебное пособие / С.И. Зернов, С.Ю. Карпов. Москва: Академия ГПС МЧС России, 2011. 101 с.
  6. Каплунов А.И. Развитие теории административного процесса как условие совершенствования нормативной основы административно- процессуальной деятельности /А.И. Каплунов//Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 12. No 4. С. 490-497.
  7. Каплунов А.И. Развитие теории административного процесса как условие совершенствования административно-процессуальной деятельности органов МЧС России /А.И. Каплунов// Административная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных стран: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Рязань, 20 апреля 2017 г.): сборник научных статей / редакторы Л.В. Павлова, В.А. Поникаров, М.В. Бузина, Р.А. Дадашева; под общей редакцией Л.В. Павловой. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2017. С. 33-37.
  8. Кикоть В.Я. Административное право России: учебник для студентов высших учебных заведений / В.Я. Кикоть, П.И. Кононов, Н.В. Румянцев. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.759 с. EDN: XRVWIN
  9. Костенников М.В. Актуальные проблемы административного права и процесса: учебник для студентов высших учебных заведений /М.В. Костенников, А.В. Куракин, А.М. Кононов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 494 с.
  10. Макаров Д.В. Совершенствование деятельности органов ГИБДД России в сфере применения отдельных административно-процессуальных мер / Д.В. Макаров// Проблемы развития правовой системы России: история и современность: материалы Межвузовской научно-практической конференции (г. Тула, 6-7 июня 2018 г.): сборник научных статей / ответственный редактор М.А. Кузнецова; научный редактор А.В. Кирилин. Москва: Папирус, 2018. С. 29-32.
  11. Мигачев Ю.И. Административное право: учебник для академического бакалавриата / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; под редакцией Л.Л. Попова. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2022. 456 с.
  12. Тихалева Е.Ю. Специфика административно-процессуальных норм и отношений (на примере деятельности органов МЧС России) / Е.Ю. Тихалева // Современные проблемы права и управления: материалы 7 Международной научной конференции: сборник докладов. Вып. 7 / ответственный редактор Ю.В. Киселевич; редактор И.Б. Богородицкий; составитель Н.Н. Антонова. Тула: Суворовская типография, 2020. С. 176-181.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary