Проблемы ограничения процессуальной самостоятельности следователя в российском уголовном процессе

Проблемы ограничения процессуальной самостоятельности следователя в российском уголовном процессе

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

93

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 17 (62), апрель ‘22

Дата публикации 24.04.2022

Поделиться

В статье рассматривается сущностное содержание института процессуальной самостоятельности следователя в российском уголовном процессе. Отмечаются отдельные проблемы реализации правовых норм, регламентирующих институт процессуальной самостоятельности следователя, и предлагаются возможные способы их преодоления.

Одной из центральных фигур российского уголовного процесса является следователь, который в соответствии с п. 41 ч. 1 ст. 5 УПК РФ и ч. 1 ст. 38 УПК РФ является должностным лицом, которое уполномочено на осуществление предварительного следствия по уголовному делу и осуществление иных полномочий [6].

В связи с тем, что основным уголовно-процессуальным правомочием указанного лица является производство предварительного следствия по уголовному делу, положения п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ устанавливают за ним процессуальную самостоятельность в принятии ключевых решений при осуществлении расследования уголовного дела.

Как отмечает С.В. Корнакова, сущность такой уголовно-процессуальной категории, как процессуальная самостоятельность следователя состоит в том, что указанное должностное лицо наделено правом на самостоятельное (по собственному усмотрению, основанному на положениях уголовно-процессуального и иного законодательства) направление хода расследования, а также принятие решений о производстве необходимых для установления обстоятельств, изложенных в ст. 73 УПК РФ следственных и иных процессуальных действий [1].

Учитывая положения отечественного законодательства и позиции, высказанные в научной среде, видится возможным рассматривать процессуальную самостоятельность следователя, как гарантию возможности принятия следователем тех решений по уголовному делу, которые он считает необходимым для правильного его разрешения и установления истины по нему.

Ключевой проблемой является вопрос о границах самостоятельности следователя и ее ограничении. Так,  Е.О. Лобач отмечает, что законодателем предусмотрен ряд случаев ограничения процессуальной самостоятельности следователя со стороны руководителей следственных органов различных уровней, прокуратуры и суда, в тех случаях, когда осуществление процессуального контроля за деятельностью следователя необходимо с целью недопущения злоупотреблений с его стороны [2].

Нельзя не отметить, что реальные ограничения процессуальной самостоятельности следователя шире тех, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законом. Как отмечается по результатам проведенного Институтом проблем правоприменения исследования, следователь в российском уголовном процессе ограничен в своей самостоятельности настолько, что в отдельных случаях решение о производстве тех или иных следственных и процессуальных действий по делу принимает его руководитель, а зависимость от органов прокуратуры оказывает колоссальное влияние на всю систему предварительного следствия в стране [5, c. 58].

В этой связи можно обозначить существенную проблему процессуальной самостоятельности следователя, которая состоит в ее максимальном ограничении на практике как со стороны руководителей следственных органов различного уровня, так и прокуроров, что приводит к нивелированию той роли, которая «отдана» следователю УПК РФ. Рассмотрим заявленную проблему на примере деятельности следователей СК России.  В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следователь управомочен на возбуждение уголовного дела. В то же время, Приказ СК РФ от 09.01.2017 № 2 [4] определяет, что руководитель следственного органа уполномочен на согласование принятого процессуального решения и его отмену в случае признания незаконным. Аналогичным правом наделен и прокурор.

В то же время, на руководителя следственного органа (его заместителя) и прокурора возложено правомочие по проверке и согласованию статистических документов о возбуждении уголовного дела [3].

В этой связи, в случае, если указанные должностные лица не согласны с принятым следователем решением, они могут не согласовать статистический документ, в результате чего уголовное дело не будет поставлено на единый статистический учет, что запрещено.

Указанный пример ярко иллюстрирует существенный объем ограничений процессуальной самостоятельности следователя в российском уголовном процессе. В этой связи, с целью недопущения необоснованного ограничения процессуальной самостоятельности следователя, предлагается дополнить положения ст. 38 УПК РФ часть 2.1, которую изложить в следующей редакции: «Процессуальная самостоятельность и независимость следователя является неотъемлемой частью его уголовно-процессуального статуса и неотделима от него».

Руководитель следственного органа (его заместитель), прокурор и иные процессуальные лица не вправе сужать границы процессуальной самостоятельности следователя и ограничивать возможность реализации предоставленных ему процессуальных прав. Нарушение процессуальной самостоятельности следователя, в зависимости от тяжести и характера влечет за собой наступление ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Видится, что указанное нововведение существенно повысит уголовно-процессуальную самостоятельность следователей, а также станет одним из ключевых инструментов в борьбе с необоснованным ее ограничением.

Список литературы

  1. Корнакова, С.В. Процессуальная самостоятельность следователя: проблемы реализации / С.В. Корнакова // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2018. № 1 (43). С. 113-121.
  2. Лобач, Е. О. Процессуальная самостоятельность следователя / Е.О. Лобач// Молодой ученый. 2021. № 51 (393). С. 232-235.
  3. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 5.
  4. Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 2 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитета Российской Федерации» // Российская газета. 2017. 13 мая.
  5. Титаев, К.Д., Шклярук, М.С. Российский следователь: призвание, профессия, повседневность: монография / К.Д. Титаев, М.С. Шклярук. - М.: Норма, 2016. - 191 с.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. ст. 4921.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее