ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

500

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (154), Февраль ‘24

Дата публикации 02.02.2024

Поделиться

В статье раскрывается общая характеристика прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Автором акцентируется внимание на отдельных проблемах законодательной регламентации данного вида надзора, предлагаются рекомендации по их разрешению.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что оперативно-розыскная деятельность и ее результаты имеют огромное практическое значение при расследовании и раскрытии преступлений. Однако, в ходе ее реализации могут быть нарушены и ограничены права и свободы граждан. Оперативно-розыскная деятельность, как известно, осуществляется с применением гласных и негласных способов. Вследствие чего граждане могут и не знать о нарушении своих прав и свобод со стороны данных правоохранительных органов.

Изложенное обуславливает необходимость эффективного прокурорского надзора за соблюдением законности со стороны органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Ведь прокурорский надзор в исследуемой сфере является гарантом не только выявления фактов нарушений прав и свобод граждан, но и их восстановления [2, с. 112].

Как свидетельствует анализ официальных статистических данных ежегодно органами прокуратуры выявляется значительное количество нарушений со стороны данных государственных органов. Так, в 2020 г. данный показатель составлял 467,3 тыс. нарушений, в 2021 г. – 486,5 тыс., в 2022 г. – 490,3 тыс., за первое полугодие 2023 г. – 224,1 тыс. [7]. По результатам выявленных нарушений прокурорами приняты все необходимые меры реагирования.

Вышеуказанные статистические данные свидетельствует о том, что за последние годы наблюдается негативная динамика роста числа нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности со стороны оперативных сотрудников. В этой связи, необходимо не только усиливать надзор со стороны органов прокуратуры за законностью оперативно-розыскной деятельности, но и выявлять существующие проблемы в исследуемой сфере как организационного, так и законодательного характера [1, с. 43].

Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что органы прокуратуры в рамках реализации исследуемого вида надзора строго руководствуются нормами действующего законодательства, в том числе, ведомственными нормативно-правовыми актами.

Общие положения о надзорных полномочиях прокурора содержатся в ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ». При этом, необходимо отметить, что надзорные полномочия прокурора за органами предварительного расследования детально урегулированы нормами УПК РФ, чего нельзя сказать о надзорных полномочиях прокурора за оперативно-розыскной деятельностью [3, с. 226]. Анализ ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и ФЗ «О прокуратуре РФ» позволяет прийти к выводу о том, что ни в одном из вышеуказанных законов не предусмотрен перечень надзорных полномочий прокурора за законностью оперативно-розыскной деятельности.

Организационные аспекты прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью раскрываются в рамках Приказа Генпрокуратуры России от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». В данном приказе закреплены основания и поводы исследуемого вида прокурорского надзора. При этом, на наш взгляд, восполнение вышеуказанного пробела посредством ведомственного нормотворчества нельзя признать целесообразным. На уровне ведомственных приказов могут конкретизироваться отдельные законоположения, но они не должны восполнять их отсутствие. На основании изложенного, признаем целесообразным дополнить ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» ст. 21.1 «Полномочия прокурора по надзору за оперативно-розыскной деятельностью». В данной статье закона необходимо обобщить и систематизировать все полномочия прокурора, реализуемые в рамках исследуемого вида надзора.

В ходе реализации рассматриваемого вида надзора прокурор должен не только выявлять факты допущенных нарушений в ходе оперативно-розыскной деятельности, но и устанавливать причины, условия, способствовавшие их совершению [4, с. 138].

Если первичные меры прокурорского реагирования не приносят положительного результата, то прокуроры должны более детально разбираться в обстоятельствах, способствующих нарушениям. С этой целью целесообразно осуществлять проверку оперативно-служебных документов.

При этом, обратим внимание на то, что на законодательном уровне не раскрываются пределы поиска прокурором причин и условий, способствующих нарушению законности. В процессе их поиска прокурор может выйти за пределы предмета надзора, а равно может допустить вмешательство в управленческие процессы, протекающие внутри соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

П.М. Титов справедливо обращает внимание на то, что предметом прокурорского надзора не охватываются организационные и тактические аспекты оперативно-розыскной деятельности. Вследствие чего любая попытка вмешательства непосредственно в ход вышеуказанной деятельности может быть признана либо превышением, либо злоупотреблением должностными полномочиями. В этой связи, можно вести речь о значительном сокращении перечня полномочий прокурора в рамках осуществления надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Так, в частности, прокурор не имеет права давать оценку количеству и содержанию версий, выдвигаемых по делам оперативного учета, высказывать суждения о полноте планирования, требовать проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор не может проводить выемку или иные действия по поиску в служебных помещениях, с целью отыскания ненадлежащей документации [5, с. 36].

На наш взгляд, на законодательном уровне необходимо закрепить правило, в соответствии с которым прокуроры вправе осуществлять проверки с целью обнаружения причин и условий нарушений законности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не подменяя собой ведомственное руководство и не злоупотребляя своими полномочиями. Соответствующие дополнения целесообразно внести в ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ».

В ведомственных приказах прокуратуры целесообразно ориентировать прокуроров на необходимость установления причин и условий, способствующих нарушению законности, обусловленных ненадлежащим контролем со стороны руководства [6, с. 94].

Таким образом, прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью имеет огромное практическое значение. В ходе его реализации выявляются факты нарушений конституционных прав граждан. Эффективная реализация исследуемого вида надзора позволяет выявлять такие факты нарушений и восстанавливать нарушенные права и свободы граждан. При этом, несмотря на практическую значимость исследуемого вида надзора, тем не менее, его законодательная регламентация характеризуется наличием отдельных проблем. Предложенные в рамках проведенного исследования рекомендации, позволят усовершенствовать законодательство в рассматриваемой сфере и повысить эффективность прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Список литературы

  1. Зорин, В.С. Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность / В.С. Зорин // Legal Bulletin. – 2023. ‒ № 3. – С. 43 – 50
  2. Иванов, П.И. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (проблемы и пути их решения) / П.И. Иванов // Труды Академии управления МВД России. – 2023. ‒ № 1 (65). – С. 112 – 122
  3. Мустафина, Г.М. О видах контроля и надзора при реализации задач оперативно-розыскной деятельности / Г.М. Мустафина // Аграрное и земельное право. – 2023. ‒ № 4 (220). – С. 226 – 228
  4. Стельмах, В.Ю. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью / В.Ю. Стельмах // Вестник Воронежского государственного университета. – 2022. ‒ № 4. – С. 138 – 149
  5. Титов, П.М. Актуальные аспекты прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью / П.М. Титов // Искусство правоведения. – 2023. ‒ № 5. – С. 36 – 40
  6. Федоренко, Ю.В. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность / Ю.В. Федоренко // Legal Bulletin. – 2023. ‒ № 4. – С. 94 – 103
  7. Результаты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации. ‒ URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/resultet (дата обращения: 01.02.2024)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее