ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Уголовное право

Просмотры

40

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (75), июль ‘22

Дата публикации 20.07.2022

Поделиться

В статье рассмотрены теоретические и практические вопросы, касающиеся содержания предмета доказывания по делам о преступлениях экстремистской направленности. Исследованы особенности содержания обстоятельств, которые необходимо устанавливать по преступлениям указанной категории.

Одной из важнейших задач любого государства является обеспечение внутренней безопасности и правопорядка в стране, защита охраняемых законом прав и интересов государства, общества и граждан от любых преступных посягательств. Эффективность борьбы с преступностью в значительной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое совершённое общественно опасное деяние, своевременно изобличены и преданы суду лица, причастные к его совершению, а также насколько качественно и своевременно потерпевшему будет обеспечено возмещение вреда, причинённого преступлением. Правильное и полное установление следователем, дознавателем и судом всех деталей имевшего место правонарушения, запрещённого уголовным законодательством, а также выяснение обстоятельств, входящих в предмет доказывания по уголовному делу, во многом обусловливает и предопределяет возможность постановления законного, обоснованного и справедливого приговора.

Сказанное в полной мере относится к уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности, т.е. совершённых по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Речь идёт, в частности, о правонарушениях, предусмотренных п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "е" ч. 2 ст. 111, п. "б" ч. 1 ст. 213, ст.ст. 280, 2801, 282, 2821-2823 УК РФ [2], а также иных преступлениях, совершённых по указанным мотивам, которые в соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание.

Согласно официальным статистическим учётам МВД РФ, на протяжении трёх последних лет наблюдается устойчивый и значительный рост числа зарегистрированных преступлений экстремистского характера. Так, например, в 2020 году было зарегистрировано 833 преступления названной категории (+42,4% в сравнении с предыдущим годом); в 2021 году зарегистрировано 10507 указанного вида преступления (+26,9% в сравнении с предшествующим годом); только за период январь-май 2022 года зарегистрировано 594 преступления экстремистской направленности (+22,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) [4, с. 5; 5, с. 4].

Учитывая изложенные обстоятельства, с достаточно высокой долей вероятности можно предположить дальнейший рост в нашей стране числа зарегистрированных и оконченных преступлений экстремистской направленности. Особую тревогу вызывает тот факт, что подобного рода противоправные действия получили распространение во многих российских регионах, а также сопровождаются применением насилия, которое становится всё более жестоким и влекущим за собой наступление смерти.

Согласно ст. 13 Конституции РФ в нашей стране признаются идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и функционирование общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В соответствии со ст. 29 Основного закона РФ всем субъектам правоотношений гарантируется свобода мысли и слова при одновременном запрете пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства [1].

В указанных вопросах российский законодатель полностью придерживается и подтверждает значимость общечеловеческих ценностей, закреплённых международно-правовыми стандартами в области прав человека, предусматривающих в том числе право каждого человека на свободное выражение своего мнения. Согласно этим же стандартам в качестве противозаконных рассматриваются любые призывы к национальной, расовой или религиозной ненависти, поскольку они юридически квалифицируются как подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию.

В силу изложенных предписаний при формулировании обвинения по уголовному делу однозначно как незаконные необходимо рассматривать всякие действия, сопряжённые с распространением идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, любое подстрекательство к расовой дискриминации, а также различные акты насилия или побуждение к таким актам, направленных против какого-либо народа, расовой группы или этнической общности, а также против лиц, обладающих иным цветом кожи или национальным происхождением. К числу противоправных также требуется отнести принятие мер, связанных с предоставлением какой бы то ни было помощи, в том числе финансовой, для осуществления расистской деятельности, а также дискриминации на основе религии или убеждений.

При проведении судебного разбирательства по уголовному делу и принятии по нему итогового процессуального решения, естественно, суд обладает полной процессуальной самостоятельностью и независимостью, однако в то же время нельзя забывать, что он осуществляет свою оценку обстоятельств преступления, главным образом исходя из представленных следователем (дознавателем) материалов расследования. Именно следователь (дознаватель) в первую очередь определяет наличие или отсутствие события и состава преступления, доказывают причастность к нему обвиняемого, осуществляет юридическую квалификацию совершённого общественно опасного деяния, вид, размер и характер причинённого преступлением материального ущерба и т.д.

Одним из важнейших условий принятия любого процессуального решения по уголовному делу, в том числе по преступлениям этнической направленности, является наличие для этого достаточных фактических оснований, что может быть достигнуто лишь при правильном и полном установлении совокупности определённых обстоятельств, которые образуют содержание предмета доказывания по уголовному делу.

Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию (установлению) по каждому уголовному делу вне зависимости от личности обвиняемого, объёма обвинения, уголовно-правовой квалификации преступления и иных присущих ему признаков и особенностей, изложен в диспозиции ст. 73 УПК РФ [3]. Их уголовно-процессуальная регламентация устанавливает границы исследования следователем, дознавателем и судом обстоятельств имевшего место преступления и пределы осуществления доказывания по уголовному делу, в том числе пределы обвинения, выдвигаемого в отношении конкретного гражданина.

Предмет доказывания по уголовным делам о преступлениях экстремисткой направленности представляет собой совокупность предусмотренных уголовным и уголовно-процессуальным законом обстоятельств, определяющих характерные признаки, свойства и связи исследуемого события преступления данной категории, а также значимые для законного, обоснованного и справедливого разрешения уголовного дела и обеспечения реализации назначения уголовного судопроизводства.

При осуществлении производства по уголовным делам о преступлениях указанной категории правоприменителям необходимо правильно, однозначно и недвусмысленно понимать, какие именно деяния следует квалифицировать как уголовно наказуемое правонарушение экстремистской направленности. В этой связи в первую очередь необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в котором к экстремистской деятельности (экстремизму) были отнесены следующие деяния:

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования названной атрибутики или символики, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящем законе и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг [4].

В свете рассматриваемых проблем при установлении предмета доказывания по уголовным делам о преступлениях указанной категории необходимо учесть позицию законодателя по вопросу о том, какие именно материалы следует рассматривать в качестве экстремистских: предназначенные для распространения (публичного демонстрирования) документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие (оправдывающие) необходимость осуществления такой деятельности.

С учётом изложенного необходимо отметить следующее: динамика распространения экстремизма в нашей стране обусловливает необходимость активизации правоохранительных органов в части противодействия данному асоциальному явлению. Надлежащая организация всестороннего и полного расследования уголовных дел о преступлениях экстремистской направленности и установление всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания, являются важными факторами обеспечения качественного проведения судебного разбирательства и эффективности отправления правосудия.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996, № 25. Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001, № 52 (ч. I). Ст. 4921.
  4. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002, № 30. Ст. 3031.
  5. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2021 г. Москва: МВД РФ. ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». 2022. – 67 с.
  6. Состояние преступности в России за январь-май 2022 г. Москва: МВД РФ. ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». 2022. – 67 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее