Государственная измена и шпионаж как наиболее опасные преступления против безопасности рф

Государственная измена и шпионаж как наиболее опасные преступления против безопасности рф

Целью настоящего исследования является рассмотрение наиболее важных теоретических и практических вопросов, касающихся государственной измены и шпионажа как наиболее опасного преступления против безопасности Российской Федерации. Все это является безусловно актуальным, поскольку обеспечение безопасности, защита основ конституционного строя от преступных посягательств является важнейшей задачей государства, так как подрыв основ конституционного строя и безопасности приводит к нарушению суверенитета государства.

Авторы публикации

Рубрика

Уголовное право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публицакии 17.01.2022

Поделиться

В юридической литературе последних лет появилось большое количество работ, посвященных проблемам связанных с государственной изменой и шпионажем.

В основном это труды зарубежных и российских авторов, которые являются практикующими юристами, совмещающими свою деятельность с научной работой, таких как: А.Г. Антонов, Е.В. Барткевич, В.В. Бендин, А.А. Дворников, И.М. Жигальский, Е.В. Ким, А.П. Кузнецов, А. В. Нестеров, К.Ю. Папеева, В.Н. Рябчук, Д.Р. Салихов, Л.Ю. Степанян, Ю.М. Ткачевский, Д.В. Царев и др.

Обеспечение безопасности, защита основ конституционного строя от преступных посягательств является важнейшей задачей государства, так как подрыв основ конституционного строя и безопасности приводит к нарушению суверенитета государства.

Государственная измена относится к преступлениям особо опасным, поскольку совершение преступления направлено на подрыв и уничтожение основ конституционного строя и безопасности страны.

При рассмотрении государственной измены необходимо, прежде всего, исследовать историческое развитие уголовной ответственности за совершение данного преступления.

Государственная измена как деятельность человечества появилась достаточно давно и насчитывает более тысячелетий, пожалуй, с тех пор как люди стали воевать, и возникла необходимость в узнавании военных планов, намерений противника, расстановки его сил и средств и иных сведений [4].

В мировой практике первой страной, установившей уголовную ответственность за государственную измену и шпионаж, стала Германия в 1871 году. Ее примеру последовала и Россия.

Прототипы современных понятий государственной измены и шпионажа содержались в Своде законов Российской империи (1832 г., 1842 г.), где должностным лицам запрещалось разглашать государственные тайны под страхом смертной казни или каторги.

Анализ нормативной правовой базы рассматриваемого периода, регламентирующей понятие измены, свидетельствует об отсутствии четкого перечня сведений, относящихся к государственной тайне и соответственно действий, подпадающих под квалификацию измены (шпионажа).

Переходя от ретроспективного анализа к настоящему времени, необходимо отметить, что в 1996 году был принят Уголовный кодекс Российской Федерации [1], который в разделе преступления против государственной власти закрепил главу, которая регламентирует преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, где и закреплены сегодня такие составы преступления как государственная измена и шпионаж.

Также необходимо отметить принятие Федерального закона от 28 декабря 2010 года No 390-ФЗ «О безопасности», которые закрепил основные положения, касающиеся безопасности Российской Федерации.

Государственной изменой является преступление, которое заключается в деянии, что сознательно направлено против интересов государства.

Шпионаж является формой государственной измены, что подробно будет рассмотрено далее.

Государственная измена и шпионаж всегда рассматривались как преступления, которые способны нанести непоправимый вред интересам и безопасности государства. Учитывая это, рассмотрим подробнее сущность и правовую природу безопасности, против которой и направлены данные преступления.

Предметом шпионажа признается, в первую очередь, информация, которая составляет государственную тайну, а во-вторых, при некоторых условиях другая информация, то есть не являющаяся государственной тайной.

Помимо этого, шпионаж может состоять и в сборе и передаче другой информации при определенных условиях в устной форме, в письменной, по телетайпу, телефону и другими способами [6].

Шпионажем также признается передача либо собирание другой информации, в т. ч. и не являющейся государственной тайной.

Именно по этой причине предметом шпионажа может выступать наравне с государственной тайной другая информация, не являющаяся государственной тайной.

Объективная сторона шпионажа, имеющего собственным предметом информацию, не являющуюся государственной тайной, определяется лишь двумя действиями: собиранием либо передачей данной информации.

В таком случае предметом преступного деяния может выступать самая разнообразная информация политического, экономического, научно-технического либо другого характера, не имеющая отношение к государственной тайне.

Им может быть и не секретная, в т. ч. и открытая информация, по этой причине нормы закона не предполагают такой формы их получения, как похищение, и не наказывают за их хранение.

К преступлениям, которые направлены на подрыв безопасности России, относятся государственная измена (статья 275 Уголовного кодекса Российской Федерации) и шпионаж (статья 276 Уголовного кодекса Российской Федерации) [1].

Посягательства на безопасность государства определяются как особо опасные действия, следовательно, данные составы преступлений относятся к категории особо тяжкие.

Обеспечение безопасности, основ конституционного строя, суверенитета является важнейшей задачей деятельности каждого государства [2].

Таким образом, непосредственным объектом государственной измены выступает безопасность, которая состоит из суверенитета, обороноспособности и территориальной неприкосновенности.

В силу своей повышенной государственной важности, государственная измена и шпионаж расследуются следователями органов ФСБ, а уголовные дела по таким преступлениям рассматриваются исключительно в закрытом режиме, и приговоры не публикуются в открытых источниках.

Лица, участвующие при производстве по таким делам, предупреждаются о недопустимости разглашения сведений, составляющих государственную тайну.

Уголовные дела о государственной измене и шпионаже очень редки и поэтому не все достоверно известны.

Наиболее громкие и скандальные дела –

это так называемые «дела ученых», обвиняемых в шпионаже в пользу иностранных государств и передаче сведений, составляющих государственную тайну, в области научных секретных стратегических разработок.

Выводы: в современном обществе и нынешней мировой конъюнктуре с учетом обостряющихся внешнеполитических противоречий неотъемлемую часть поддержания информационной безопасности государства составляет институт государственной тайны, позволяющий сохранить конфиденциальными сведения, определенные законом.

Однако предусмотрены такие правовые механизмы, которые позволяют соблюсти все права подсудимого при рассмотрении уголовных дел по ст.ст.275, 276, 283 УК РФ [1] и допустить к участию в деле защитника и коллегию присяжных заседателей, даже если последние не обладают допуском к государственной тайне.

Однако на настоящий момент данные статьи применяются очень редко, на практике их заменяет более мягкая статья УК РФ о разглашении государственной тайны, наказание по которой достаточно мягкое, при этом суды, как правило, к тому же назначают еще и условное наказание.

Уголовные дела по обвинению в шпионаже и государственной измене являются единичными.

Тяжесть предъявленных обвинений позволяет сразу же заключить обвиняемого под стражу.

О случаях реальной государственной измены в силу немногочисленности таких уголовных дел говорить не приходится.

Кроме того, данная информация является закрытой, и сам доступ к ней строго ограничен.

Уголовные дела засекречены и недоступны для общего обозрения, поэтому доступ к судебной практике по данному вопросу фактически невозможен.

Список литературы

  1. Тимаева И.П. Некоторые вопросы об уголовной ответственности за уголовную ответственность // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS. 2017. С. 194-199.
  2. Уголовный Кодекс Российской Федерации №63-ФЗ от 13.06.1996г. // СЗ РФ – 17.06.1996г. – №25 ст.2954
  3. Антонов А. Г. Государственная измена и шпионаж: вопросы освобождения от уголовной ответственности // Вестник института. Научно-практический журнал Вологодского института права и экономики ФСИН. Преступление. Наказание. Исправление. — 2017. — No 4 (16). — С. 78.
  4. Безверхов А. Г. Актуальные проблемы уголовного права // Журнал» Вестник Самарского государственного университета».-Выпуск No 11-1 (122) / 2016.- С.144
  5. Борисов С.В., Чугунов А.А. Государственная измена и шпионаж как одни из наиболее опасных преступлений против безопасности Российской Федерации // Алтайский юридический вестник. - 2018. - No 15. - С. 87
  6. Воронин В.Н. Качество уголовно-правовой охраны безопасности государства от внешних посягательств // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 3. C. 569-576.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary