Полномочия прокурора при осуществлении надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Полномочия прокурора при осуществлении надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства

В статье рассматриваются и анализируются теоретические и практические вопросы, касающиеся правовой регламентации полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов должностными лицами органов предварительного расследования на досудебных стадиях уголовного процесса. На основании произведённого исследования обоснован вывод и сформулированы предложения о необходимости расширения процессуальных компетенций прокурору в целях более эффективного осуществления надзора на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 34 (36), Октябрь ‘21

Поделиться

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) назначением уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод. Важнейшая роль в решении этих задач принадлежит органам предварительного следствия и дознания, которые наделены исключительными полномочиями по возбуждению уголовного дела, установлению и задержанию лиц, причастных к совершению преступления, сбору и первичному исследованию доказательств по уголовному делу, а также формированию материалов дела, направляемых в суд для его рассмотрения и разрешения по существу.

В силу изложенных обстоятельств от того, насколько добросовестно и эффективно будут осуществлять свою уголовно-процессуальную функцию следователь и органы дознания, настолько у суда будет больше гарантии принятия законного, обоснованного и справедливого приговора. Не случайно в качестве одного из приоритетных направлений деятельности прокурора законодателем определено осуществление надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания. Тем самым со стороны государства прокурор выступает в качестве своего рода гаранта обеспечения законности в ходе уголовного судопроизводства, включая досудебные его стадии.

Для успешной реализации указанных задач прокурор наделён соответствующими процессуальными полномочиями по выявлению, пресечению и устранению нарушений закона, допущенных следователями и органами дознания на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» надзор за исполнением законов органами следствия и дознания является одной из основных и самостоятельных отраслей прокурорского надзора.

Кроме того, в соответствии со ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предметом рассматриваемого надзора является порядок разрешения заявлений о готовящихся или совершенных преступлениях, соблюдение прав и свобод человека, законность решений, принятых органами дознания и предварительного следствия.

В свете рассматриваемых проблем необходимо отметить, что процессуальный статус прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства подвергся серьёзной корректировке в результате принятых законодателем изменений ряда норм УПК РФ. Они регламентированы Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия». Указанный законодательный акт значительно расширил компетенции прокурора на данном этапе судопроизводства.

В настоящее время полномочия прокурора на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования в общем виде определены положениями ст. 37 УПК РФ. В частности, он уполномочен:

- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений закона, допущенных в ходе уголовного судопроизводства.

- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий.

- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.

- истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение.

- рассматривать информацию, предоставляемую руководителем следственного органа, о несогласии следователя с требованием прокурора.

- рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

- при наличии оснований заявлять перед судом ходатайство о продлении срока запрета определённых действий, домашнего ареста или срока содержания под стражей.

- разрешать заявленные дознавателю отводы и его самоотводы.

- отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования при нарушении им требований УПК РФ.

- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, обязательно указывая основания передачи.

- утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу.

- утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу.

- возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков.

Характерной чертой деятельности прокурора, в том числе на досудебных стадиях уголовного процесса, является отсутствие какой-либо ведомственной заинтересованности в исходе уголовного дела. В отличие от руководителя следственного органа и начальника органа дознания у прокурора не существует ни административных, ни процессуальных интересов в результатах работы следователя и дознавателя; перед ним только стоит задача по обеспечению законности в ходе уголовного судопроизводства.

Вместе с тем необходимо отметить, что предельно чёткая регламентация в УПК РФ полномочий прокурора на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования совсем не гарантирует отсутствие проблем в практике осуществления прокурорского надзора. Большинство из них связаны, в первую очередь, с изменениями, внесенными в 2010 году указанным выше Федеральным законом № 404-ФЗ. В частности, возникли определённые противоречия между компетенциями прокурора и руководителя следственного органа.

Так, например, поступившее с обвинительным заключением уголовное дело прокурор правомочен вернуть для производства дополнительного следствия, однако исполнение этого решения может быть приостановлено в том случае, если оно будет обжаловано следователем с согласия руководителя следственного органа. Кроме того, с одной стороны, законодатель предоставил прокурору право отменить процессуальное решение руководителя следственного органа, однако согласно ч. 4. ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа может вынести мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, а значит и не выполнять их.

Вопросы вызывает ситуация с представлением прокурору постановления о возбуждении уголовного дела и материалов дела. Если копия постановления о возбуждении уголовного дела должна быть передана прокурору незамедлительно после его составления (ч. 4 ст. 146 УПК РФ), то материалы дела могут быть переданы по усмотрению следователя. Кроме того, уголовно-процессуальным законодательством не определён срок передачи прокурору материалов проверки сообщений о преступлении. Между тем согласно п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе данные материалы передавать от одного следственного органа в другой. Положение указанной нормы, казалось бы, предоставляет прокурору возможность оперативно осуществить правовую оценку ситуации в аспекте применения органами следствия и дознания максимально эффективных мер по раскрытию преступления. Однако этому не способствует отсутствие в УПК РФ соответствующего правила с указанием сроков представления прокурору материалов проверки.

Принимая во внимание ту роль, которую прокурор призван выполнять в уголовном судопроизводстве, представляется, что необходимо законодательно регламентировать обязательность исполнения для следователя требований прокурора о представлении ему материалов проверки сообщения о преступлении, а также расследуемых, приостановленных и прекращённых уголовных дел. Разумеется, нельзя лишать следователя возможности обжалования решений и требований, поступивших от надзирающего прокурора, вышестоящему прокурору. Однако любые процессуальные действия со стороны следователя по данным материалам должны быть приостановлены до принятия соответствующего решения по направленной им жалобе.

Прокурор должен обладать всеми необходимыми юридическими полномочиями, позволяющими полноценно осуществлять надзор за исполнением законов должностными лицами правоохранительных органов на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования и эффективно реагировать на выявленные нарушения, особенно если они связаны с законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, так как они серьёзно ограничивают конституционные права и свободы граждан.

Учитывая перечисленные выше уголовно-процессуальные положения, в целом можно отметить, что в настоящее время прокурор практически лишен реальных и действенных мер реагирования на выявленные случаи нарушений закона со стороны следователя в ходе производства по уголовному делу. Он не правомочен самостоятельно отменить незаконные и необоснованные постановления следователя, а также отстранить его от осуществления производства по уголовному делу, если имеются к тому основания. Разрешения всех этих вопросов прокурор может добиться только при наличии согласия соответствующего руководителя следственного органа.

 В завершение следует отметить, что с момента создания в нашей стране прокуратуры, а также включения прокурора в состав участников уголовного судопроизводства процессуальные права прокурора постоянно подвергались значительным изменениям как в сторону их расширения, так и в сторону ограничения. В настоящее время прокурор не в полной мере наделён компетенциями для эффективного осуществления надзора за исполнением законодательства должностными лицами органов предварительного расследования на досудебных стадиях уголовного процесса, а поэтому в этой части уголовно-процессуальное законодательство нуждается в дополнении и совершенствовании.

Список литературы

  1. Шабанова А. К. Прокурорский надзор за деятельностью органов дознания, расследующих уголовные дела // Молодой ученый. - 2018. - № 23. - С. 56.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
  4. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 01.07.2021) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
  5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия: Федеральные закон от 28.12.2010 № 404-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 16.
  6. Баринова Е.В. Роль прокурора на стадии предварительного расследования // Молодой ученый. - 2016. - № 11. - С. 1239-1241.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary