О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ЮГЫД ВА»

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ЮГЫД ВА»

Авторы публикации

Рубрика

Землепользование

Просмотры

12

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (61), Апрель ‘22

Дата публикации 17.04.2022

Поделиться

В данной статье раскрывается понятие национальных парков и правовые аспекты охраны такой территории. На конкретном примере демонстрируется проблема охраны территории национального парка, связанная с созданием в Республике Коми национального парка «Югыд ва», с неоднократными попытками видоизменить его территорию и его границы. За годы, прошедшие с момента создания парка в 1994 году, также неоднократно предпринимались попытки изменения правового статуса «Югыд ва», что недопустимо и противоречит федеральному законодательству.

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [5] (далее - Федеральный закон №33-ФЗ) национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. На территории национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной Федеральным законом №33-ФЗ деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

Уникальная природа, растительный и животный мир национальных парков охраняются государством. Практически во всех национальных парках хозяйственная деятельность человека значительно ограничена, сведена к минимуму эксплуатация природных ресурсов, добыча полезных ископаемых и заселение территорий. Федеральным законом №33-ФЗ и Земельным Кодексом Российской Федерации [2] установлены конкретные запреты на любую деятельность, которая может нанести вред природе, растительному и животному миру, культурно-историческим объектам. При этом разрешено посещать парки в контролируемых пределах с научными целями, а также туристам в целях эстетического наслаждения, приобщения к культуре [6, с.156].

В 2020 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 64 национальных парка, общая площадь которых составила 26,9 млн га (35,89% в общей площади особо охраняемых природных территорий федерального значения) [1, с.173]. Площадь, занимаемая национальными парками, таким образом, составляет примерно 1% от территории нашего государства. 

Национальный парк «Югыд ва» — один из самых крупных в России национальных парков. На достаточно большой территории находится крупнейший в Европе таежный массив, в котором протекает несколько рек. Фауна лесов включает более 200 видов птиц, а также многие редкие виды рыб и млекопитающих, сотни видов растений, в том числе охраняемых. Одна из важных ценностей парка — кристально чистая и экологически безупречная вода.

Следует отметить, что с самого момента создания парка насчитывалось немало проблем и сложностей, поскольку еще до официального признания территории в качестве особо охраняемой, там велась деятельность по разведке и добыче золота. Основные сложности заключались в установление точных границ территории и решение вопроса о сочетании промышленного освоения территории парка с его непосредственными задачами и целями.

В 80-х годах осуществлялась стремительная разработка месторождений, что создало большую опасность для сохранения природных ресурсов и экологии региона. В результате добычи золота на берегах реки Кожым компанией «Терра» всего за десять лет удивительная по красоте речная долина была подвержена сильным негативным изменениям.

После остановки работ по добыче золота вся техника, бытовки и мусор разной степени токсичности были оставлены в окрестностях месторождения «Чудного». На близлежащих территориях остались многочисленные нерекультивированные участки [9, с.15] Добыча золота, при которой велись буровые и взрывные работы, нанесла долгосрочный ущерб природе: в реках исчезли некоторые виды рыб, помутнело озеро Грубепендиты, склоны, на которые сбрасывалась отработанная порода, не восстановились даже к 2021 году.

Представители промышленных компаний не соглашались с границами парка, предложенных учеными, так как намеревались освоить природные ресурсы территории. C 1994 года власти разного уровня несколько раз пытались изъять территорию месторождения «Чудное» из границ национального парка. В 1994 году организация «Полярноуралгеология» провела поисково-оценочные работы и выявила высокий потенциал возникновения золота в «Чудном» [7, с.118].

9 января 1997 года Глава Республики Коми издал Указ № 1 «Об уточнении границ национального природного парка «Югыд ва» Федеральной службы лесного хозяйства России» [3], согласно которому из его территории изымалась часть земель с предприятиями горнодобывающей промышленности и присоединялась новая территория вдоль южной части парка. В соответствии с данным нормативным актом из территории парка было изъято более 200 тыс. га (включая, в том числе, и  заповедную зону парка), несмотря на прямое противоречие действовавшему федеральному законодательству.  Документы об уточнении границ «Югыд ва» были переданы на рассмотрение  Правительству Российской Федерации. Узнав об этом, экологи обратились к Правительству Республики Коми с требованием отозвать документы об уточнении границ национального парка. Правительство Российской Федерации назначило государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих изменение границ парка, которая была поручена действующему в то время Государственному комитету Российской Федерации по охране окружающей среды. В заключении эксперты подтвердили противоречие документов существующему природоохранному законодательству, поскольку речь в них идет об изменении юридически закрепленной территории национального парка. Горнодобывающим компаниям пришлось приостановить все работы в границах парка.

В связи с обращениями общественных природоохранных организаций, а также возникшим общественным резонансом позднее Решением Верховного суда Республики Коми от 1 декабря 1998 № 3-19 [10] Указ Главы Республики Коми № 1 был признан недействительным с момента издания, суд указал следующее: «Субъекты Российской Федерации не могут принимать собственные нормативные акты по учреждению парков, изменению их территории и площади. Издав данный Указ, Глава Республики Коми на нормативном уровне изменил территорию парка «Югыд ва» и не принял во внимание, что таковое изменение возможно только путем принятия Правительством Российской Федерации соответствующего постановления. Таким образом, Указ № 1 от 9 января 1997 года Главы Республики Коми императивно установил изъятие части территории национального парка в его северной части и присоединение новой территории вдоль его южной части. Постановление же Правительства Российской Федерации по этому вопросу ни до издания Указа, ни после его издания не принималось.»

Однако попытки изъять земли из территории парка не прекращались. 18 ноября 2004 г. Правительство Республики Коми издает постановление  № 206 «Об утверждении границ национального парка «Югыд ва»» [4]. В соответствии с примечаниями к описанию границ национального парка, «в районе расположения национального парка «Югыд ва» размещены участки земель Печорского и Вуктыльского лесхозов, находящиеся в пользовании разработчиков полезных ископаемых». В постановлении указано, что оно издано во исполнение поручения Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 3 августа 2004 № ВС-62-27/5762, в соответствии с которым оно соглашалось с необходимостью исключить из земель национального парка участки, на которых проводились геологоразведочные работы.

Однако, по мнению руководителя программ международной организации Гринпис России по особо охраняемым природным территориям М. Крейндлина, площади участков, которые представлены в постановлении, не соответствуют площадям, перечисленным в протоколе. Так, площадь участка «Алькесвож» в соответствии с протоколом составляет 4905 га, а в соответствии с постановлением − 11838 га; площадь участка «Северороссомахинское» по протоколу − 835 га, а в соответствии с постановлением − 4885 га. Таким образом, постановление главы Республики Коми от 18 ноября 2004 г. № 206 противоречит даже согласованному с Министерством природных ресурсов варианту уточнения границ. В данной ситуации снова можно увидеть незаконное изъятие земель национального парка [8, с.16].

28 ноября 2008 года администрация г. Инты, ближайшего к месторождению золота города, потребовала изъять 1900 га земель из территории национального парка для добычи полезных ископаемых. В связи с этим, Центр всемирного наследия ЮНЕСКО обратился за разъяснениями в Министерство природных ресурсов Российской Федерации в отношении очередной попытки изменить территорию объекта Всемирного природного наследия, так как это изменение неизбежно нанесет серьезный ущерб природным комплексам. Также это могло стать прямым нарушением Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Вновь перед этой международной организацией мог быть поставлен вопрос о переводе «Девственных лесов Коми» в список «Всемирное наследие под угрозой». Гринпис России также направил запрос в Минприроды Российской Федерации и Генпрокуратуру Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации дала указание мэру Инты отменить постановление, в последствии после судебного разбирательства Интинский городской суд признал действия администрации незаконными.

14 января 2010 года приказом № 3 Минприроды России, ведомство, которое призвано охранять и сохранять природные территории, утвердило новое Положение о «Югыд ва». В результате принятия данного акта территория национального парка уменьшилась почти на 2000 га, причем в самой глубине парка, где располагается месторождение. А всего через месяц компания «Голд минералс» получила лицензию на разведку и добычу золота месторождения на правах первооткрывательства.

В 2011 году Компания получила данный участок в аренду на 49 лет и начинает на «Чудном» свои работы, которые, как и опасались экологи, повлияли на остальную территорию. Благодаря снимкам из космоса были зафиксированы негативные изменения ландшафта и природы. Экологи пытались противостоять проводимым работам, постоянно твердили об их недопустимости и пагубном влиянии на окружающую среду, но результата это не приносило. В Министерстве природных ресурсов Российской Федерации посчитали, что масштаб экологического ущерба сильно преувеличен, поскольку месторождение занимает незначительную территорию.

Гринпис подал заявление в Верховный суд. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 августа 2013 г. добыча золота в национальном парке «Югыд ва» была признана незаконной [11]. Судом первой инстанции был удовлетворен иск отделения «Совета Гринпис» к Минприроды Российской Федерации об оспаривании пункта 38 приложения №2 приказа Минприроды Российской Федерации от 14 января 2010 г. №3. Согласно этому документу из территории национального парка будет исключена территория месторождения золота «Чудное». Доказательством причастности участка ко всей территории национального парка оказалась карта, которая подтверждала, что при создании «Югыд ва» месторождение «Чудное» располагалось на его территории и включалось в границы.  В последующие года Министерство природных ресурсов Российской Федерации не раз пытается внести поправки к Федеральному закону №33-ФЗ всеми способами стараясь узаконить добычу золота в «Чудном». Однако эти попытки не приводят к нужному результату.

В 2019 году Гринпис осуществляет сбор подписей граждан в защиту национального парка «Югыд ва», 15 ноября 2019 года подписи 105538 человек были переданы в администрацию президента. Гринпис, таким образом, удалось добиться приостановления лицензии «Голд Минералс».

В настоящее время вопрос о возобновлении добычи золота на территории национального парка «Югыд ва» остаётся острым. Лицензия «Голд Минералс» приостановлена, но не исключена возможность ее возобновления в будущем.

Очевидно, что для сбережения уникальной природы парка стоит полностью отказаться от добычи ископаемых и проведения любых промышленных работ, наносящих ущерб природе, на территории парка, как этого требует Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сложность состоит в том, что сейчас особо охраняемые природные территории находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, одна из задач которого – использование природы в хозяйственных целях для получения прибыли. Это практичный подход, с которым защита и охрана соотносятся плохо. Даже в рассмотренной ситуации, по нашему мнению, действия Министерства природных ресурсов противоречат возлагаемой на него функции по охране природных территорий. Эта функция намного важнее коммерческой цели получения выгоды. Однако в ситуации с национальным парком «Югыд ва» Министерство не раз совершало действия, противоречащие его основному назначению.

По нашему мнению, необходимо создать отдельный федеральный орган для осуществления эффективного надзора за соблюдением норм законодательства, касающихся охраны природных ресурсов особо охраняемых природных территорий. Включить в компетенцию такого органа полномочия по контролю за исполнением законодательства, охране национальных парков, экологическому контролю.

Список литературы

  1. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году». — М.: Минприроды России; МГУ имени М.В.Ломоносова, 2021. — 864 с.
  2. Земельный Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, №44, ст.4147
  3. Об уточнении границ национального природного парка "Югыд ва" Федеральной службы лесного хозяйства России : указ Главы Республики Коми от 9.01.1997 г. № 1 // Официальный интернет-портал правовой информации.  (дата обращения 15.04.2022 г.)
  4. Постановление Правительства Республики Коми от 18 ноября 2004 г. № 206 «Об утверждении границ национального парка «Юдыг ва»» // https://docs.cntd.ru/document/473203315 (дата обращения: 15.04.2022 г.)
  5. Федеральный закон № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, № 12, ст. 1024
  6. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. — 9-е изд. — Санкт-Петербург : Невский фонд : Герда, 2008. — 576 c.
  7. Воронцова, О.В. Проблемы правового регулирования, возникающие при разрешении споров по установлению границ Федерального государственного учреждения «Национальный парк Югыд ва»: вопросы судебной практики // Проблемы экономики и юридической практики. — 2013. — № 5. — С. 117—122.
  8. Степаницкий, В. Б. Государственные природные заповедники и национальные парки россии: Угрозы, неудачи, упущенные возможности / В. Б. Степаницкий, М. Л. Крейндлин. — Москва : Гринпис России , 2004. — 48 c.
  9. Шубницына, Е.И. Охрана территории и развитие туризма в национальном парке «Югыд ва» // Новости охраны природы России. — 2006. — № 40. — С. 16 — 18
  10. Решение Верховного Суда Республики Коми № 3-19 от 01.12.1998 г. // http://oopt.aari.ru/doc/Решение-верховного-суда-Республики-Коми-от-01121998-№3-19 (дата обращения: 15.04.2022г.)
  11. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2013 г. по делу №АКПИ13-642 // (Дата обращения: 15.04.2022 г.)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее