Корреляция международных и национальных систем правового предупреждения ответственности за покушение на использование несовершеннолетнего в военных действиях и реализации несовершеннолетним-инвалидом, лишённым свободы, права на труд

Корреляция международных и национальных систем правового предупреждения ответственности за покушение на использование несовершеннолетнего в военных действиях и реализации несовершеннолетним-инвалидом, лишённым свободы, права на труд

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

52

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (136), Сентябрь ‘23

Дата публикации 02.10.2023

Поделиться

В представленной статье рассматриваются полномочия международных и национальных органов в области предупреждения ответственности за использование лица, не достигшего возраста совершеннолетия, к боевым действиям при международном вооружённом конфликте и в области обеспечения реализации несовершеннолетним-инвалидом, лишённым свободы, права на труд, перечисляются международно-правовые и национально-правовые акты, на основе которых они осуществляют свою деятельность, делаются выводы о необходимости внесения в них изменений.

По данным статистики за 2021 г., представленной ЮНИСЕФ [7], общемировое количество несовершеннолетних, лишённых свободы, составляет 261 тысячу, в число которых входят в том числе несовершеннолетние-инвалиды.

Следует отметить, что достаточно часто предметом рассмотрения международными юрисдикционными органами (ЕСПЧ, Комитет по правам инвалидов и др. [2, p. 35]) становятся нарушения прав инвалидов, лишённых свободы, среди которых в том числе нарушения права на труд. Так, к примеру, в  деле «Х. против Аргентины», рассмотренном Комитетом по правам инвалидов было установлено нарушение ст. 17, касающейся уважения психической, физической целостности, так как в исправительном учреждении отсутствовал доступ к надлежащей реабилитации, что являлось барьером для трудовой интеграции заявителя, имеющего нарушения здоровья.

Необходимо подчеркнуть, что трудовая деятельность для несовершеннолетних-инвалидов, лишённых свободы, является инструментом их социализации, [4, p. 131], а также способом их исправления, перевоспитания. В достижении данных целей важную роль играют международные, национальные органы, обеспечивающие осуществление вышеуказанной категорией лиц права на труд и реализующие свою компетенцию на основе конвенционного режима. Среди них на международном уровне можно выделить Комитет по правам инвалидов, Комитет по правам ребёнка, Комитет по экономическим, социальным, культурным правам и др.; на национальном уровне государства выполняют обязательства по обеспечению реализации права на труд, закреплённого в различных конвенциях через Федеральную службу по труду и занятости, Министерство труда, социальной защиты, судебные органы и иные.

В связи с осуществлением полномочий вышеуказанными органами не только в сфере труда, но и в иных сферах, ими недостаточно акцентируется внимание на обеспечении реализации права на труд несовершеннолетними-инвалидами, лишённым свободы. Исходя из этого, является целесообразным принятие конвенции, непосредственно касающейся права на труд, несовершеннолетних-инвалидов, на основе которого будет учреждён соответствующий Комитет, деятельность которого будет направлена на обеспечение реализации права на труд именно данной категории лиц, и закрепляющей соответствующие обязанности государств. Принятие данной конвенции позволит не только детализировано урегулировать обеспечение, осуществление права на труд рассматриваемой категории лиц, но и, как следствие, позволит достичь минимизации нарушения их прав.

Что касается непосредственно международных и национальных инструментов, касающихся защиты, то они во многом совпадают с инструментами обеспечения, осуществления права на труд несовершеннолетних-инвалидов, лишённых свободы. Среди них следует выделить следующие: на международном уровне – Конвенция о правах инвалидов [5], Конвенция о правах ребёнка, Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних-инвалидов, лишённых свободы, Европейская конвенция по правам человека и др.; на национальном уровне – Трудовой кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Кодекс об административном судопроизводстве РФ и др. Следует отметить, что требуется совершенствование данных инструментов на международном, национальном уровнях путём систематизации, детализации на международном уровне способов защиты права на труд непосредственно несовершеннолетних-инвалидов. Кроме того, особое внимание необходимо уделить на международном уровне такому способу защиты как самозащита несовершеннолетних-инвалидов, лишённых свободы, закрепив определение данного понятия и его квалифицирующие признаки и т.п., а на национальном уровне, а именно на уровне РФ, предусмотреть возможность обращения к данному способу защиты рассматриваемой категории лиц посредством внесения изменений в ч. 6 ст. 103 УИК РФ.

В отличие от несовершеннолетних-инвалидов, лишённых свободы, имеющих возможность при наличии или объективизации угрозы нарушения их права на труд как самостоятельно защитить себя, так и обратиться за помощью в компетентные органы, защита прав несовершеннолетнего-комбатанта (само возложение на лицо, не достигшее 18-летнего возраста, роли солдата на передовой уже представляет угрозу для его жизни и здоровья), как правило осуществляется за счёт деятельности международных и национальных органов по пресечению использования (пресечения покушения на использование) их в военных действиях, которая предполагает выявление признаков покушения на данное военное преступление, установление обстоятельств его совершения, изобличение и привлечение к ответственности лица, виновного в его совершении.

Нормативную основу осуществления данной деятельности на международном уровне составляют резолюции Совета Безопасности ООН, обусловившие создание в 2005 г. механизма наблюдения и отчётности о серьёзных нарушениях в отношении детей в ситуациях вооружённого конфликта и регламентирующие его последующее применение, Римский статут Международного уголовного суда, раскрывающий порядок рассмотрения и разрешения уголовных дел о совершении международных преступлений данным органом международной уголовной юстиции, Правила Международной организации уголовной полиции - Интерпола, в частности Правила по обработке данных, регламентирующие порядок использования системы международных уведомлений, и др., а на национальном – уголовно-процессуальные законы, законы, определяющие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также подзаконные акты правоохранительных органов, конкретизирующие порядок реализации возложенных на них полномочий в рамках досудебного и (или) судебного производства по уголовным делам (например, Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» от 30.06.2021 № 376).

Деятельность по обнаружению, расследованию и пресечению, но не обязательно в рамках уголовного преследования, необходимо осуществлять также и при нарушении права на труд несовершеннолетнего-инвалида, лишённого свободы.

Основными международными инструментами, затрагивающими обнаружение, расследование нарушения права на труд несовершеннолетних-инвалидов являются: Конвенция о правах инвалидов, Факультативный протокол к ней, Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы, Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными и иные. На национальном уровне следует выделить следующие инструменты: Трудовой Кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, ФЗ «О прокуратуре» и др.

Что касается инструментов предупреждения нарушений права на труд несовершеннолетних-инвалидов, лишённых свободы, то на международном уровне следует выделить Конвенции МОТ (Конвенции МОТ № 155 «О безопасности и гигиене», Конвенция МОТ № 138 «О минимальном возрасте для приёма на работу» и др.), вышерассмотренные акты и иные источники; на национальным уровне – Конституцию РФ, Трудовой кодекс, который детально регулирует такой аспект, как предупреждение нарушений, и иные источники.

Следует отметить, что правовое регулирование относительно обнаружения, расследования нарушений права на труд, лишённых свободы, осуществляется в основном (в особенности на международном уровне) в рамках общих положений, касающихся нарушений не только данного права, но и иных. К тому же, необходимо подчеркнуть рассредоточенность положений на международном, национальных уровнях, целесообразнее было бы принять единый акт, в котором детально регулировался порядок обнаружения, расследования, предупреждения нарушений права на труд несовершеннолетнего-инвалида, лишённого свободы , что позволило бы впоследствии более эффективно осуществлять защиту права на труд рассматриваемой категории лиц и минимизировать количество нарушений данного их права.

Как в случае с нарушением права на труд несовершеннолетнего-инвалида, лишённого свободы, так и в случае с покушением на использование несовершеннолетнего для активного участия в боевых действий их предупреждение, в том числе предупреждение ответственности за их совершение (ответственность подразумевает возложение обязанности претерпеть неблагоприятные меры воздействия [3, p. 3], вследствие чего предупреждение ответственности позволяет предотвратить не только объективизацию угрозы для несовершеннолетнего, но и неблагоприятные изменения в правовом статусе лица, предпринимающего действия по созданию такой угрозы), может иметь место как до, так и после (предупреждение предпринятия повторной попытки) совершения нарушения прав рассматриваемых категорий лиц.

На международном уровне предупреждение ответственности за покушение на использование несовершеннолетнего осуществляют такие органы, как Совет Безопасности ООН, способствующий учреждению операций по поддержанию мира с включением в их мандат конкретных положений о направлении советников по вопросам защиты детей, создающий органы для проведения расследования ситуации или спора, которая(-ый) может представлять угрозу для мира и безопасности человечества и др., Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), оказывающий техническую поддержку в рамках правотворческой деятельности, направленной на укрепление национальной системы защиты несовершеннолетних, способствующий освобождению несовершеннолетних из состава вооружённых сил и др., Международный уголовный суд, рассматривающий уголовные дела о совершении международных преступлений, Интерпол, организующий информационное взаимодействие государств-участников по поводу международного розыска, а на национальном уровне – правоохранительные органы в лице полиции, следственных органов, осуществляющих правовой мониторинг информационно-теллекоммункационных сетей, в том числе сети “Интернет”, с использованием цифровых технологий и специальных технических средств [1, p. 1], реализующих предварительное расследование, судебных органов, правомочных признать лицо виновным в совершении покушения на рассматриваемое военное преступление, и органов исполнения наказаний, подготавливающих осуждённых к вхождению в социум.

Однако несмотря на широкий спектр полномочий вышеперечисленных международных и национальных органов превентивные меры, количество несовершеннолетних, незаконно участвующих в военных действиях остаётся высоким. Так, в соответствии с Докладом Генерального Секретаря ООН «Дети и вооружённые конфликты» ООН подтвердила совершение 27 180 серьёзных нарушений в отношении несовершеннолетних в 2022 г. [6] Данные нарушения затронули 18 890 детей, среди которых от вербовки и использования пострадали - 7622 (40 %) (диаграмма 1). 

Диаграмма 1. Дети, пострадавшие от серьёзных нарушений в 2022 г.

Вследствие чего, можно говорить о том, что международный и национальный правовой режим предупреждения ответственности за покушение на использование несовершеннолетнего в военных действиях, предполагающий ограничение по воле, помимо или против воли прав (право на получение / распространение информации, право не разлучаться с родителями, право свободы передвижения и др.) потенциальных субъектов совершения покушения на рассматриваемое военное преступления и потенциальных потерпевших от него, на данный момент времени является несовершенным.

Таким образом, несмотря на то, что и международная и национальная система правового предупреждения ответственности за покушение на использование несовершеннолетнего в военных действиях при международном вооружённом конфликте и международная и национальная система реализации несовершеннолетним-инвалидом, лишённым свободы, права на труд направлены на решение разных проблем, они имеют определённые точки соприкосновения, а также нуждаются в доработке.

Список литературы

  1. Ivliev, P., Ananyeva, E., Prys, I., Burbina, Y. The use of IT technologies in the prevention of crimes / P. Ivliev, E. Ananyeva, I. Prys, Y. Burbina // BIO Web Conf. – 2023. – N 65. – P. 1-9.
  2. Khasia, Z. (М.) Standards and practices of treatment of persons with disabilities in penitentiary system. – Tbilisi, 2023. – 304 p.
  3. Salainti, Y. M. Examining the Role of International Human Rights Tribunals in Promoting Accountability for Human Rights Violations / Y. M. Salainti // The Easta Journal Law and Human Rights. – N 1(03). – P. 108-115.
  4. Santilli S., Ginevra M. C., Nota L. Colleagues’ Work Attitudes towards Employees with Disability // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. – 2023. – Т. 13. – №. 1. – P. 130-140.
  5. Кураева, Л. Н., Мирзабалаева, Ф. И. Российская практика реализации прав инвалидов на труд и занятость / Л. Н. Кураева, Ф. И. Мирзабалаева // Экономика труда. – 2023. – № 6. – С. 843-858.
  6. Children and armed conflict : Report of the Secretary-General A/77/895-S/2023/363 dated 05.06.2023. – URL: https://www.securitycouncilreport.org/atf/cf/%7B65BFCF9B-6D27-4E9C-8CD3-CF6E4FF96FF9%7D/S_2023_363.pdf (date of access: 25.04.2023).
  7. More than 45,000 children released from detention during COVID-19 pandemic; evidence that child-friendly justice solutions are possible – UNICEF. – URL: https://www.unicef.org/press-releases/more-45000-children-released-detention-during-covid-19-pandemic-evidence-child (date of access: 25.04.2023).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее