В современном мире, в развитых странах транспорт действует как единая интегрированная система, основанная на принципах логистики. Высокие показатели эффективности работы транспортной системы Запада обусловлены объединением всех видов транспорта в Единую транспортную систему.
Одной из современных тенденций развития транспортных систем является увеличение доли автомобильных перевозок. Реализация основного преимущества автомобильного транспорта – доставка от «двери до двери» опирается реальные факты ускоренного (по сравнению с другими видами транспорта) развития его инфраструктуры. За последние 10 лет протяженность автодорог выросла в 1,5 раза, количество грузовых автомобилей – в 1,5 раз, автомобилизация населения - почти в два раза.
В качестве программных целей железнодорожного и водного транспорта Правительством РФ определено переключение грузов с автотранспорта [5].
Кроме прямого переключения грузопотоков на конкурентоспособные виды транспорта должна формироваться единая транспортная система путем улучшения взаимодействия в транспортных узлах, развития контейнеризации, ориентация всех видов транспорта на обеспечение доступности транспортных услуг в интересах населения и предприятий. Однако в реальных рыночных условиях такого переключения «само» не происходит.
Одной из основных задач политики транспортной инфраструктуры является разработка сети транспортных коридоров с учетом новых и имеющихся потребностей. Эта политика должна быть направлена на то, чтобы закрыть пробелы между транспортными сетями, устранить узкие места и технические барьеры, которые все еще препятствуют нормальному функционированию внутреннего рынка услуг и товаров, способствовать и укреплять бесшовные транспортные цепочки для пассажирских и грузовых перевозок, идти в ногу с технологическими разработками.
Функционирование внутреннего водного транспорта (далее ВВТ) является важным условием развития транспортной инфраструктуры РФ. Как в нашей стране, так и за рубежом ВВТ традиционно используется для перевозки массовых грузов (лес, уголь, зерно, строительные материалы и пр.) на большие расстояния. Это объясняется его важными преимуществами: высокой пропускной способностью, сравнительно низкой энергоемкостью и себестоимостью перевозок грузов. Поэтому растет число специалистов, которые видят решение проблем транспортных заторов и ухудшения экологической обстановки городов в передаче части внутригородских грузопотоков с перегруженной улично-дорожной сети на внутренний водный транспорт.
Программы транспортного развития Европейского Союза в последнее время все больше направлены на создание условий для непрерывного транспортного потока. Одно из направлений политики ЕС в части развития всех видов транспорта направлена на подключение инфраструктуры внутренних путей и портов к инфраструктуре автодорожного и железнодорожного транспорта.
Следуя мировой практике развития деятельности на условиях ГЧП, чиновники и предприниматели охотнее участвуют в менее масштабных, но отнюдь не менее значимых для экономики региональных ГЧП-проектах по строительству отдельных мостов, тоннелей, транспортных терминалов для обслуживания грузов и пассажиров.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что без государственной поддержки невозможно стабильное развитие отрасли в силу специфики ее деятельности и общественной значимости. Особенно повышается роль государства по поддержке водного транспорта в условиях экономического кризиса. При этом не исключается и процесс рыночного развития, в котором государство выступает в роли экономического субъекта [2].
Стратегия развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года предполагает переключение с автомобильного и железнодорожного на водный транспорт свыше 113 млн т грузов. Стратегия направлена на эффективное развитие речного транспорта в транспортной системе России. Меры государственной поддержки отрасли являются основным направлением реализации стратегии, несмотря на бюджетные ограничения, связанные с экономическим кризисом. На рисунке 1 представлены объемы финансирования, до 2020 г. из государственного бюджета на мероприятия, предусмотренные Стратегией [5].
Рисунок 1 - Бюджетное финансирование мероприятий Стратегии развития ВВТ РФ
Проблемы, которые преследовали речной транспорт Сибири последних 20 лет - ухудшение конъюнктуры (таблица 1), снижение объема перевозок, старение материально-технической базы (средний возраст судов подходит к 40 годам, таблица 2), неопределенность грузовой базы, заставляют судоходные компании осваивать новые виды деятельности. Часть высвободившегося от транспортной работы флота было переоборудовано и стало использоваться в качестве наплавных мостов и паромных переправ [1].
Действуют десятки паромных переправ между берегами (рисунок 2). Паромные переправы на дальних расстояниях стали частью системообразующего фактора, обеспечивающего региональные и межрегиональные связи. Кроме обеспечения грузовых перевозок паромные переправы имеют чрезвычайно большое социальное значение, обеспечивая мобильность населения на личном транспорте, проживающего в сложных климатических условиях.
Таблица 1 - ПРОТЯЖЕННОСТЬ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ СУДОХОДНЫХ ПУТЕЙ
|
2005 |
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
Внутренние водные судоходные пути, тыс. км из них с гарантированными габаритами пути Внутренние водные судоходные пути со знаками судоходности – всего, тыс. км в том числе: с освещаемыми, отражательными с прочими Плотность внутренних водных судо- ходных путей, км на 1000 км2 терри- тории Интенсивность перевозок по внут- ренним водным судоходным путям на 1 км протяженности путей: грузов, млн. т•км пассажиров, тыс. пассажиро-км |
101,7
33,0
|
101,4
48,1 |
101,7
49,0 |
101,5
49,1 |
101,5
50,0 |
68,5 |
61,5 |
57,8 |
57,6 |
58,5 |
|
32,8 35,7 |
38,2 23,3 |
38,6 19,2 |
38,2 19,4 |
39,4 19,1 |
|
|
|
|
|
|
|
5,9 |
5,9 |
5,9 |
5,9 |
5,9
|
|
0,9 |
0,5 |
… |
.. |
.. |
|
8,7 |
7,6 |
4,9 |
5,4 |
5,5 |
Таблица 2 - ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА РЕЧНЫХ И ОЗЕРНЫХ СУДОВ В 2017 г.
|
Пассажирские и грузопассажирские суда |
Сухогрузные грузовые суда |
Наливные грузовые суда |
Суда - всего в том числе имеющие возраст, лет: до 5 6 – 10 11 – 15 16 – 20 21 – 25 26 – 30 более 30 |
100 |
100 |
100 |
9,9 |
0,6 |
2,2 |
|
11,7 |
1,5 |
0,2 |
|
7,2 |
0,6 |
0,3 |
|
2,5 |
0,9 |
0,2 |
|
3,4 |
1,0 |
1,4 |
|
9,6 |
9,1 |
6,5 |
|
55,8 |
86,3 |
89,2 |
Длительное время работают паромные переправы в Обь-Иртышском бассейне – Приобье - Салехард, Приобье - Белоярский, Стрежевое - Каргасок. В Ленском бассейне, пока река свободна от льда, работают переправы Нижний Бестях - Якутск, Техтюр - Жатай, Осетрово-Ленск-Якутск.
Рисунок 2 - ПАРОМ НА ПЕРЕПРАВЕ ЯКУТСК - НИЖНИЙ БЕСТЯХ
В условиях Сибири эксплуатация паромных переправ стало востребованным по следующим причинам:
- неразвитая дорожная сеть;
- сложные дорожные и климатические условия;
- высокая себестоимость автомобильных перевозок;
- сложные условия работы в условиях длительных поездок;
- низкое качество дорожного сервиса в части создания условий для отдыха персонала и обслуживания транспортных средств;
- возможность выполнения перевозок без перегрузки;
- экономически объективный рост товарообмена и индивидуализация поставок [4].
Вместе с тем, качество оказания услуг на паромных переправах оставляет желать лучшего:
- физически и морально изношенный флот;
- соблюдение требований к безопасности;
- обеспечение элементарных житейских потребностей людей на паромах недостаточно в современных условиях.
Угрозы устойчивости региональной транспортной системы автомобильно-водных комбинированных перевозок существуют в первую очередь со стороны технического обеспечения:
- требуется строительство современного флота (На мировом рынке стандартные условия покупки судов предусматривают оплату лишь 20% стоимости судна в течение срока его строительства, а 80% выплачиваются из доходов от эксплуатации судов в течение 10 и более лет. Такие условия приобретения судов могут быть предоставлены судостроителями судовладельцам только совместно с государством);
- требуется строительство причальных сооружений.
Развитие автомобильного транспорта создало предпосылки для организации перевозок грузов в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении (рисунок 3), т.е. совместной перевозки внутренним водным и автомобильным транспортом по единому транспортному документу, составляемому на весь путь следования груза.
Груз к перевозке в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении принимают только порты и грузовые автостанции (агентства или частные предприниматели). Перечень таких портов и автостанций, пунктов перевалки, характер производимых ими операций устанавливает Минтранс России.
Рисунок 3 - СМЕШАННОЕ АВТОМОБИЛЬНО-ВОДНОЕ СООБЩЕНИЕ
Перевалку грузов с водного транспорта на автомобильный и обратно выполняют средствами речного порта в порядке, установленном узловыми соглашениями, заключаемыми между портом и автостанцией. Передача груза, а также учет выполнения плана перевалки осуществляются по передаточной ведомости.
Сроки доставки грузов, исчисляемые на основании действующих на внутреннем водном и автомобильном транспорте правил, определяют по общему расстоянию перевозки. Ответственность за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза.
Оплата провозных платежей и сборов за перевозку и перевалку производится в следующем порядке: за груз, отправляемый по воде, отправитель оплачивает в пункте отправления все расходы за перевозку на судах, а получатель — за перевозку автомобильным транспортом; за груз, отправляемый с транспортного предприятия, отправитель оплачивает стоимость перевозки автомобильным транспортом, а получатель — перевозки по воде.
В основе философии комбинированных автомобильно-водных перевозок – включение самого экологичного и дешевого водного транспорта в системы транспортных коридоров между логистическими и промышленными центрами. При этом сооружение и функционирование комбинированных автомобильно-водных перевозок должно стать не случайным или временным решением, а должно стать частью комплексного промышленного, транспортного и социального развития территорий. Сложность этой системы определяется ее межведомственностью – она функционирует на стыке различных видов транспортных систем, которые конкурируют между собой за получение инвестиций в развитий транспортной инфраструктуры.
Перевозки в прямом смешанном водно-автомобильном сообщении пока не получили должного развития. Между тем организация таких перевозок на реках Енисей и Лена показала хорошую экономическую эффективность. В настоящее время взаимодействие внутреннего водного транспорта с автомобильным заключается в основном в организации централизованного завоза грузов автомобилями в речные порты и вывоза их из портов.
Существуют реальные предпосылки увеличения перевозок, снижения себестоимости и создания условий для привлечения бизнеса к инвестированию в улучшение судоходных условий на основе ГЧП.
Проблемы региональной транспортной системы автомобильно-водных комбинированных перевозок существуют в первую очередь со стороны технического обеспечения.
Учитывая потребности экономики России в паромных переправах, как части транспортного комплекса организация регулярного комбинированного автомобильно-водного сообщения обеспечит:
Для государства:
- повышение устойчивости транспортной системы, создание возможностей альтернативных вариантов доставки грузов при ЧС;
- повышение эффективности транспортной системы;
- ускорение процессов интеграции региональной экономики и региональных транспортных систем;
- оптимизация структуры и направления грузовых потоков в крупных транспортных узлах, возможность нивелирования «пиковых» нагрузок;
- снижение нагрузки на участки автомагистралей;
- снижение нагрузки на экосистему;
- оптимизация цепей поставок и сетей распределения, расширение номенклатуры и повышение качества логистических услуг.
Для речного транспорта:
- повышение конкурентоспособности речного транспорта, увеличение масштабов перевозочной деятельности, получение дополнительных доходов:
- оптимизация загрузки инфраструктуры речного транспорта;
- увеличение степени маршрутизации грузовых потоков;
- повышение эффективности инвестиционной деятельности;
изменение структуры грузооборота в сторону высокодоходных грузов.
Для бизнеса:
- рост масштабов хозяйственно-финансовой деятельности;
- генерирование новых бизнес-процессов.
Организация комбинированных автомобильно-водных перевозок является сетевым инфраструктурным проектом, имеющим важное государственное значение. Участниками проектов ГЧП могут выступать: государство в лице Министерства транспорта и региональных органов власти; операторы и судоходные компании осуществляют формирование отправок рейсов по маршруту в соответствии с расписанием.
Список литературы
- Статья: Масленников С.Н. - «Государственно-частное партнерство как экономический механизм реализации стратегии развития речного транспорта Сибири». Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. Научный журнал № 1, ФГОУ ВПО «НГАВТ», Новосибирск, 2008. - С.11-15.
- «ГЧП в сфере транспорта: модели и опыт - 2016» - [Электронный ресурс]. Тезисы доклада – «ГЧП на внутренних водах Сибири», Бабаев А.В.
- «VIII Международный Сибирский транспортный форум -2019», [Электронный ресурс]. Тема доклада - «Стратегические направления развития водного транспорта Сибири», к.т.н. Масленников С.Н.
- Статья: Бабаев А.В. - «Необходимость применения механизма государственно-частного партнерства на внутренних водных путях Сибири» Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. Научный журнал 3-4. – Новосибирск – 2016. С. 40-43.
- Минтранс Министерство транспорта Российской ФедерацииСтратегия развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года [Электронный ресурс].