Педагогические основы подготовки воспитателей к управлению дошкольной образовательной организации.

Педагогические основы подготовки воспитателей к управлению дошкольной образовательной организации.

В статье рассматриваются и раскрываются педагогические основы подготовки воспитателей к управлению дошкольной образовательной организацией с позиции педагогического процесса.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (67), май ‘22

Дата публицакии 25.05.2022

Поделиться

В настоящий момент, на данном этапе развития, в соответствии с законом "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование представляет собой отдельную ступень, направленную на создание единого образовательного пространства для гармоничного развития детей [5].

Анализ научных трудов показывает, что по проблеме управления в образовании ведется активная работа, и мы можем привести ряд отечественных ученых, которые внесли в решение данного вопроса огромных вклад. Среди них В.Г. Афанасьев, А.А. Бодалев, П.И. Третьяков, В.А. Якунин, Ю.К. Бабанский и другие. Однако, на данном этапе нельзя с полной уверенностью сказать, что общая теория управления сложилась в полностью, как и управление дошкольной образовательной организацией в целом. Это связано с недостатком знаний в области менеджмента, а точнее с тем, что деятельность руководителя нацелена реализацию образовательных задач [4, с. 71].

Л.А. Поздняк подразумевает под управлением дошкольным учреждением деятельность, в основе которой лежит обеспечение коллегиальности, согласованности действий, совместного труда всех сотрудников учреждения по решению задач воспитательного и образовательного характера [3, с.33].

Управление дошкольной образовательной организацией - многогранный и систематичный процесс, его особенность состоит в необходимости поддержания целостности и стабильности детского сада, а также в постоянном развитии и совершенствовании организации, в соответствии со временем и изменением потребностей общества. В результате организации данной педагогической системы становится возможно достижение целей, которые ставит перед дошкольным образованием общество [1, с.71].

В ходе работы дошкольной образовательной организации определяется такой важный структурный компонент как методическая деятельность, направленная на слияние функций руководства образовательной организацией с педагогическим коллективом.

В центре работы дошкольной образовательной организации находится такой важный структурный компонент как деятельность непосредственного руководства учреждения в слиянии с функционированием педагогического коллектива.

Участников деятельности по управлению дошкольной образовательной организацией можно выделить в 3 группы:

  • заведующий дошкольной образовательной организацией. Его главная задача - определение стратегии развития организации и принятие соответствующих решений, которые будут определяющими при достижении поставленных целей.
  • заместители заведующего, в эту группу входят ответственные по административно - хозяйственной части дошкольной организации, детский психолог, логопед и пр. Они принимают решения согласно своим непосредственным функциональным обязанностям, следуя, общему плану развития организации.
  • воспитатели, педагоги дошкольного образовательного учреждения. Их управляющие решения распространяются на воспитанников в учебно-воспитательной деятельности [3, с.21].

 

Каждая из этих групп является самостоятельной составляющей единицей, но и выступает как взаимосвязанный компонент в управлении дошкольной образовательной организации. Учитывая всю сложность организации системы управления, важным аспектом является распределение полномочий и ответственности между всеми группами управления дошкольным образованием, начиная от администрации и заканчивая воспитателями. Взаимодействие коллектива внутри организации и отношения педагогов с воспитанниками регулируются законодательно - на основе Закона Российской Федерации "Об образовании", Уставом дошкольного образовательного учреждения и др. [5].

Стоит отметить, что сущность управленческой деятельности включает в себя нормативно-правовую базу, которая регулирует отношения внутри организации и ее отношения с внешним миро, а также содержит непосредственно педагогический аспект.

Для подготовки воспитателей к управлению дошкольной образовательной организации, рассмотрим подробнее основные педагогические основы.

Работа дошкольной образовательной организации ориентируется на создание необходимых условий для внедрения воспитанников в подготовку детей к современным реалиям жизни с раннего возраста, организации у детей основных видов деятельности, приобщению к труду и т.д. Общение детей и организация самостоятельной деятельности строится с учетом творческого личного потенциала, делается акцент на формирование благоприятной среды, учитывая особенности организации в различных сферах жизнедеятельности воспитанников.

Деятельность дошкольной образовательной организации стоится на основах гуманности, демократизации в отношении детей во всех составляющих педагогического процесса и предполагает включение в процесс воспитания семьи ребенка, активизацию прочих сфер деятельности детей на основе принципов реализации, актуализации, развития заложенного потенциала [4, с 23].

В основе данного процесса стоит восприятие управленческой деятельности как культурного феномена, который определяет творческие процессы, обусловливающие и стимулирующие инициативу субъектов управления по созданию авторских программ. Творчество в процессе управления является показателем высокого качества результатов образовательной деятельности, а также определяет характер стратегии и цели работы педагогического коллектива в управлении дошкольной образовательной организации.

Основой для реализации методической деятельности служит программа развития дошкольной образовательной организации. Она влияет на сущность управления со стороны педагогического коллектива, обозначает условия, связанные с творческим и личностным развитием ребенка и воспитателя.

Помощь воспитателей в управлении дошкольной организацией, связанна с созданием собственных методик и техник работы с детьми на занятиях, в также с организаций открытых занятий и проведением методических объединений.

В образовательных программах описана проектная деятельность, которая реализуются педагогами в дошкольных образовательных организациях, предложены методы организации работы специалистов и формы сотрудничества в образовательном процессе, направленные на достижение цели; технологии, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников; критерии и показатели результативности выбранной  управленческой деятельности.

Программа развития дошкольной организации создает возможности для грамотного построения успешной последовательности решения задач, действует как ориентир работы всех субъектов управленческого процесса, служит отражением качественных характеристик процесса и результата деятельности [2, с.310].

Формы организации по подготовке воспитателей к управлению дошкольной образовательной организацией, обеспечиваются в условиях индивидуального развития способностей воспитателей, в системе взаимосвязанных видов деятельности: семинары, «мозговой штурм», круглый стол, метод проектов, тренинги, творческие конкурсы. Такая взаимосвязанная обусловленность форм работы дает возможность субъектам управления теоретические знания для реализации их на практике, что обеспечивает качество результата деятельности [1, с. 51].

Таким образом, проведенный анализ изучения вопроса педагогических основ подготовки к управлению в дошкольных образовательных организациях показал, что для улучшения качества управленческой деятельности необходима постоянная и планомерная работа в отношении педагогического коллектива, в основном воспитателей.

Список литературы

  1. Белая, К.Ю. /300 ответов на вопросы заведующего/ К.Ю. Белая. - АСТ, Астрель, 2001 г. - 400 с.
  2. Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы XI Международной научно-практической конференции // под общей редакцией Г.П. Новиковой. - Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2018 г. - 606 с.
  3. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
  4. Пронина А.Н. /Основы курса «Управление современным дошкольным образовательным учреждением» / А. Н. Пронина. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005 г. - 162 с.
  5. Управление дошкольным учреждением: словарь-справочник [Текст] / сост. С. Д. Сажина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary