Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. В дошкольном периоде у ребенка наблюдается развитие всех высших психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Эти познавательные процессы позволяют ребенку ориентироваться в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Условия образовательной деятельности требуют внедрения инновационных подходов к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста. В течении всего дошкольного детства одновременно с игровой деятельностью большое значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Развитие познавательных способностей рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. Так развитие познавательных способностей становится одной из приоритетных задач педагогики, так как именно в этот период закладываются основы для успешного усвоения знаний, формирования любознательности и исследовательских навыков.
Проблема развития познавательных процессов актуальна в этом возрасте в связи с тем, что скорость развития современного ребенка очень отличаются от скорости развития детей, наблюдавшихся 5 - 15 лет назад. Значительно меняется поток и содержание информации, которую получает ребенок. Меняются источники информации и способы их переработки [3, с. 136].
У дошкольников 6-7 лет познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем его мире, в себе самом и регулируют его деятельность [4, с. 81]. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем [5, с. 12].
Особенности развития познавательных способностей в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) характеризуются значительным прогрессом по сравнению с младшим дошкольным возрастом. Это период интенсивной подготовки к школьному обучению, когда закладываются основы многих будущих академических навыков. Ключевыми особенностями являются:
Развитие наглядно-образного мышления:
- Обобщение и классификация: дети начинают группировать объекты по нескольким признакам (цвет, форма, размер, назначение). Они могут выделять существенные признаки предметов и делать обобщения.
- Анализ и синтез: дети способны разложить сложный предмет на составляющие части, выявить их взаимосвязь и представить предмет в целом. Они могут анализировать информацию, выделять главное.
- Решение проблем: дети способны решать задачи с опорой на наглядный материал, образы, схемы. Они могут предвосхищать результат действий и обосновывать свои решения. Например, они могут рассуждать о том, как добраться до нужной точки, если путь сложный или непрямой.
Развитие произвольного внимания:
- Устойчивость: дети способны дольше концентрироваться на одном виде деятельности, задаче или объекте.
- Распределение: они могут одновременно выполнять несколько задач или следить за несколькими объектами (например, слушать рассказ и одновременно рисовать).
- Переключаемость: дети начинают легче переключаться между разными видами деятельности. Они могут сменить игру, задание или занятие, не испытывая сильного сопротивления.
Развитие памяти:
- Логическая память: наряду с механической памятью развивается способность запоминать и воспроизводить информацию по смыслу, используя логические связи.
- Объем памяти: объем кратковременной и долговременной памяти увеличивается, позволяя детям усваивать и воспроизводить более сложный материал.
- Виды памяти: наблюдается развитие различных видов памяти: образной, словесной, эмоциональной.
Развитие речи:
- Связность и логичность: речь становится более связной и последовательной, дети учатся строить развернутые предложения и рассказы. Дети могут использовать разные типы предложений и выражений.
- Словарный запас: словарный запас значительно расширяется, обогащая понимание окружающего мира и позволяя более точно выражать свои мысли и чувства.
- Грамматическое строение речи: развивается грамматическое строение речи, дети начинают правильно употреблять различные грамматические формы.
Развитие воображения:
- Сюжетно-ролевое воображение: дети способны создавать сложные сюжеты игр, включающие несколько ролей и взаимодействий.
- Творческое воображение: развивается способность фантазировать, создавать новые образы и представления. Дети могут придумывать истории, стихи, рисунки, используя свои фантазии.
Формирование познавательных интересов:
- Любознательность: дети проявляют повышенную любознательность, задают много вопросов и стремятся узнать больше об окружающем мире.
- Познавательные мотивы: появляются мотивы познания, стремление к получению новых знаний и умений. Дети проявляют интерес к разным предметам, явлениям и процессам.
Развитие сенсорного восприятия:
- Уточнение и дифференциация восприятия: дети способны более тонко различать цвета, формы, запахи, звуки и другие сенсорные качества.
- Развитие мелкой моторики: улучшение координации движений рук способствует развитию графических навыков (рисование, письмо) [2].
Важно понимать, что эти процессы взаимосвязаны и развиваются параллельно. Развитие познавательных способностей стимулируется различными видами деятельности — играми, общением, наблюдениями, экспериментами. Это период, когда формируются базовые навыки для успешной учёбы в будущем.
Приёмы развития познавательных способностей у старших дошкольников (5-7 лет) должны быть разнообразными, интересными и учитывать ведущий вид деятельности этого возраста — игру. Они должны стимулировать активность ребёнка, его самостоятельность и критическое мышление.
Ключевым моментом является создание благоприятной среды, в которой ребёнок чувствует себя комфортно и уверенно, мотивирован познавать мир и раскрывать свой потенциал.
В ходе эмоционально-познавательной деятельности ребенок мысленно занимает определенную позицию в предлагаемых обстоятельствах, совершает известные воображаемые действия, проигрывает в идеальном плане различные варианты возможных решений. Так у ребенка появляется эмоциональное предвосхищение познавательных результатов. Результатом развития эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе являются следующие показатели: способность ребенка эмоционально относиться к школе, адекватно переживать свои успехи и неудачи в учебных ситуациях; мобильность мыслительных процессов; способность ребенка к произвольной регуляции мыслительных процессов и эмоциональных состояний [1, с. 196].
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте идёт активное развитие познавательной деятельности. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума.
Список литературы
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология / Л. С. Выготский; под ред. Д.Б. Эльконина. - Москва: Владос, 2004. - 294 с.
- Пакулина Е.Ф. Особенности развития познавательной сферы у детей старшего дошкольного возраста // Всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ». - Редакция: 400066, РФ, Волгоград, 2019 г.
- Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - Москва: 2004. - 154 с.
- Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. - Москва: МПСИ, 2006. - 223 с.
- Архипова, А.А. К вопросу о развитии у детей познавательной активности / А.А. Архипова // Научная статья. - 2020. - №3-4. - С. 11-14